
- EKV - Iznad Grada (live 1993) (2015).jpg (150.85 КБ) 2647 просмотров
(upload Antiquar)
EKV - Iznad Grada (live 1993) (2015)
Label: Mascom records
Catalog#: MCR CD 301
Format: CD, Album
Country: Yugoslavia
Released: 2015
Genre: Rock
CD1
01. Bežimo U Mrak (04:31)
02. Oči Boje Meda (04:41)
03. Istina Mašina (04:20)
04. Samo Par Godina Za Nas (04:18)
05. Voda (04:50)
06. Hej Mama (04:02)
07. Sarajevo (05:31)
08. Idemo (03:59)
09. Kao Da Je Bilo Nekad (04:38)
10. Jadransko More (03:59)
11. Glad (03:50)
12. R'n'r Music (03:50)
CD2
01. Neko Nas Posmatra (05:19)
02. Ja Znam (03:25)
03. Anestezija (04:09)
04. Zajedno (05:32)
05. Novac U Rukama (04:38)
06. Zabranjujem (04:04)
07. Aut (03:48)
08. Ja Kažem Ne (03:42)
09. Ti Si Sav Moj Bol (04:24)
10. Zemlja (07:16)
11. Ljudi Iz Gradova (05:31)
12. Tatoo (02:49)
13. Budi Sam (04:48)
14. Sedam Dana (06:53)
Никогда не думал, что когда-нибудь буду держать в руках новый альбом EKV, но и такие чудеса иногда случаются - 10 июля Mascom Records издал их двухдисковый концертник, записанный в ноябре 1993 года. И этот повод вполне достойный того чтобы наконец написать почему я считаю их самой влиятельной и самой главной югославской группой всех времён и зачем вообще сегодня слушать их концерт более чем двадцатилетней давности.
Их первый альбом появился в 1984-м, а последний - в 1993-м. Они начинали в то время когда пост-титовская Югославия находилась на излёте, в истончении, в полураспаде — одним словом в самом привлекательном своём виде. В тот самый момент, когда ее пороки были не столь очевидны; когда, с одной стороны, все уже лицемерили и врали, а с другой - в ней было движение и была жизнь, с ярким и болезненным румянцем на щеке. А закончили - когда обычными темами для новостей были сводки c войны, санкции и гиперинфляция.
Статус мифа (а EKV уже давно его обрели, в этом нет сомнений) по прошествии времени обычно играет с его носителями злую шутку, неизбежно всё упрощая, превращая живых людей в материализованные сущности, лишённые каких-либо человеческих качеств. Подчас высушивая их в носителей чистых идей, без живой крови. Но в случае EKV мне кажется это просто невозможно, ведь их кровь нисколько не менее важна чем их музыка, и это несмотря на то что они были великой концертной группой (и описываемый альбом тому лишнее подтверждение).
Какой-то американский промоутер однажды высказал очень правильную мысль: «Не важно, – сказал он, – нравится ли лично вам музыка, исполняемая группой, или нет. Важно, чтобы вы ощущали в ней шум времени». Так и сказал: «шум времени», хотя, я уверен, Мандельштама он не читал.
Я не знаю, что могло бы полнее и точнее выразить всю красоту и трагедию того времени чем альбомы "Ljubav" (1987), "Samo par godina za nas" (1989) и "Dum Dum" (1991), несмотря на то что они были одинаково далеки от плакатного радикализма с одной стороны и башен из слоновой кости с другой. Может быть потому что EKV всегда интересовали вещи более личные. Даже скорее всего именно поэтому.
Когда в 1989 году Милан Младенович написал песню "Samo par godina za nas", вряд ли кто-то точно мог сказать что он имел ввиду, в тексте песни вообще не было никаких прямых аллюзий, ни политических, ни социальных, но тот "шум времени", про который писал Осип Эмильевич в нём есть точно.
"Мы с другом сидим на скамейке
И смотрим на звёзды,
слушаем самые свежие новости.
говорят, что у нас осталось
ещё только пара лет."
Через 4 года, на белградском концерте никто и представить себе не мог, что песня по прошествии времени приобретёт и ещё один смысл. Когда Милан перед ней объявляет музыкантов: "Маги (умерла в 2002 году, последние годы жизни прожив в приюте для бездомных) ... Чима ... Марко ... Милан (умер в 1994 году от рака), ... Чавке (умер в 1997 году от СПИДа)... Милутин ... " каждый раз подкатывает комок к горлу.
Но основной ценностью и вообще главной составляющей их мифа является то, что сила воздействия их главных песен многократно увеличивается личным опытом их создателя, его этической неподкупностью и бескомпромиссностью. "Zemlja", которая была написана в 1987 году, через шесть лет, в ноябре 1993 года слушается совершенно иначе:
"В каждом поражении я видел кусочек свободы.
И когда всё кончено
Знай, для меня всё только началось."
Эти строки поёт человек, который понимал, что всё, что он сделал за последние несколько лет: и супергруппу "Rimtutituki" (с участниками "Partibrejkers" и "Elektricni Orgazam"), чья музыкальная деятельность была полностью сосредоточена на антивоенной пропаганде, и их самый известный сингл, "Слушайте!", с припевом «Мир, мир, брат, мир!", который раздавался прохожим на белградских улицах, и их выступления на разъезжающем грузовике (поскольку их уличные выступления не хотели согласовывать), и акции посвящённые памяти погибших жителей Дубровника, и отказ выступать в Баня Луке после того как там разрушили мечеть "Ферхадия" и много другое... - всё это потерпело неудачу. И тот, который знает, не верит, а точно знает что есть надежда и за неё стоит побороться. Я думаю что в зале как минимум на семь с лишним минут такое же чувство испытали и все те, кто был растерян и ошеломлён происходящим варварством, взаимной ненавистью и беззаконием.
Не хочется лишний раз спекулировать на том, что это их выступление имеет совершенно особый статус, так как оно стало одним из последних вообще и последним в родном городе. Никто и предположить тогда не мог, что будет именно так. Но избежать этой мысли тоже невозможно. Сегодня даже подсознательно оно воспринимается именно как своеобразное завещание Милана Младеновича, и одна из многих причин по которым стоит его послушать - явное свидетельство того, что хоть иногда сражение и бывает проиграно, но битва против дикости и ненависти будет обязательно выиграна.
Скрытый текст. Для просмотра нужно поблагодарить автора за это сообщение
post by yugo45