Рок-музыка в Советской Литве.
В своей статье про рок-музыку в Советской Эстонии уважаемый Antiquar писал, что там музыканты находили с властями компромисс и зачастую встречали взаимопонимание и поддержку. В Советской Литве все было с точностью наоборот. Спектр отношения властей к рок исполнителям был довольно широк: от безразличия и тупого непонимания (в лучшем случае), до самых жестких репрессий. Это можно было обьяснить историческими предпосылками. После окончания войны в 1945, самое длительное вооруженное сопротивление окупационному советскому режиму (из Прибалтийских республик) было в Литве. Последние партизаны были ликвидированы только к концу 50х годов. Поэтому в республике на деле применялся метод кнута и пряника. С одной стороны Литва была, наверное, самой обеспеченной из всех республик СССР (чтобы не давать людям дополнительные поводы для недовольства). С другой стороны любое инакомыслие жестко и моментально подавлялось. Это относилось и к рок-музыке.
В начале 70х произошли еще три события, которые только усилили давление на рок-музыкантов.
Во-первых подпольный рок-сэшн 1970 года в Вильнюсе в ресторане "Жирмунай" (про который можно почитать здесь), после которого кого-то арестовали, какие-то группы распались, кто-то должен был уехать из Литвы, кого-то затаскали в КГБ на допросы, пытаясь заставить людей признаться, что деньги на проведение фестиваля были получены от ЦРУ.
Вторым событием была подпольная сценическая постановка рок-оперы "Jesus Christ Superstar" 25 декабря 1971 года в Вильнюсе. Эта постановка была первой в Европе и второй, после американской постановке на Бродвее, в мире. (Об этом событии я написал здесь).
Третим событием было самосожжение студента Ромаса Каланты (Romas Kalanta) 14 мая 1972 г., в знак протеста против действующей власти, которое всколыхнуло всю Литву. Ромас то и музыкантом настоящим не был, так носил длинные волосы и бренчал на гитаре песни Битлз...
Все это привело к тому, что рок музыканты не имели возможности записываться (за редчайшими исключениями, о чем я тоже позже напишу) до самых перестроечных времен (если кто дожил). Десятки хороших групп не оставили после себя никаких записей...