Michal Prokop & Framus 5

(Československo / Česko-Slovensko) информация об исполнителях из Чехии и Словакии
Ответить
Аватара пользователя
Antiquar
Администратор форума
Сообщения: 16149
Зарегистрирован: 26 ноя 2020, 18:32
Откуда: Москва, Россия
Благодарил (а): 3871 раз
Поблагодарили: 160103 раза

Michal Prokop & Framus 5

Сообщение: # 2407Сообщение Antiquar »

MICHAL PROKOP & FRAMUS FIVE
полезные ссылки:
Michal Prokop & Framus 5 - lossless

Михал Прокоп начинал как солист в группы "Framus Five". На 1-ом Чехословацком Бит Фестивале в 1967 году он признан лучшим вокалистом, а группа тогда котировалась 3-ей за Олимпиком и Матадорс. Начальный стиль группы, модный тогда soul-rock хорошо представлен на их первом альбоме 1969 года "BLUES in SOUL", который тогда продавался и на российском рынке. Период творческого подъема группы был прерван известными политическими событиями в стране.

Первый период деятельности группы Framus Five, во главе с лидером, Михалом Прокопом, завершился в 1971 году наступлением нормализации. К этому времени на прилавках магазинов появилась пластинка под названием "Город Эр" ("Mesto Er"), которая, правда, довольно быстро из продажи была изъята. Так или иначе, но ансамбль к тому времени фактически уже не существовал. На тогдашней чехословацкой музыкальной сцене начали царить безрадостные отношения, при которых большинство рок-групп прижимали к стене так называемыми "квалификационными проверками". Длинные волосы представляли собой недопустимый символ западного стиля жизни, сама электрогитара сделалась инструментом западной идеологической диверсии. Композиции, равно как и названия групп должны были быть чешскими или славянскими, в лучшем случае - "не английскими".

После распада "Фрамуса" Прокоп ненадолго гостил в группах "Фламинго" и "Джаз Кью" (Flamengo и Jazz Q), причем, на Третьем Чехословацком бит-фестивале вместе с группой "Шесть дядек" (Sest strycu) он уже пел композиции Blood Sweet And Tears... Но в то же самое время он проявлял активность и в так называемом "среднем течении", доказательством чего было сотрудничество Прокопа с Эвой Пиларовой (Eva Pilarova), Танцевальным Оркестром Чешского Радио или же Ханой Загоровой (Hana Zagorova), с последней он выступал в 1972-1975 годах. Появился он и на театральных подмостках, когда в театре "Семафор" выступил в качестве актера в знаменитой пьесе "Кошки" ("Kytice").

В 1975 году он пытается возвратиться с джаз-роковым составом "Махагон" ("Mahagon"), с которым Прокоп выступил на 1-й джаз-роковой мастерской в рамках "Пражских джазовых дней". Здесь же состоялось его первое сотрудничество с группой " C & K Vocal". В результате, вместе с несколькими членами "Махагона" он основывает формацию "Profanohagha" ("Профано-ха-ха"), очень скоро переименованную в "Аэрофон", но которая существовала всего лишь несколько месяцев. Но даже за столь краткий период существования группа успела провести совместное турне с британским ансамблем "Мад" ("Mud") по Польше. После распада "Аэрофона" Прокоп снова возвращается к "среднему течению". Снова он гостит в группе Эвы Пиларовой, и даже в вокальной группе ансамбля, сопровождающего Карела Готта, во время их турне по Западной Германии. Но тоска Прокопа по рок-музыке становилась все сильнее, а потом, после того, как он спел несколько песен с группой Франтишека "Ринго" Чеха в телевизионной программе "Ринго", он решился восстановить "Фрамус".

Новый состав "Фрамус 5" появился на свет в 1978 году; ее ядро, помимо Прокопа, образовывал клавишник Иван Трнка, бас-гитарист Мики Блаха, ударник Милан Витох и гитарист Рудольф Хундела. Новый репертуар, правда, выглядел, по меньшей мере, отчаянно - на концертах они делали новинки в блюз-роковом стиле, равно как и соуловые "конфетки", которые Прокоп пел в 60-х годах. Группа даже разучила знаменитую вещь "Город Эр" с ее длительностью более двадцати минут. Сам Прокоп оценивает этот период как время поиска собственного лица. Он желал как-то "отвязаться" от времен первого альбома, и не только по причине долгого времени, прошедшего после распада первого состава, но и в силу того, что нынешний состав группы находился чуточку "в другом месте". Во всяком случае, плодом такого стремления Прокопа стали парочка не совсем полных залов на выступлении, несколько 45-ок и большой диск "Holubi dante" 1981 года (и который основной протагонист, кстати, считает самой слабой своей работой). Ну ладно, все эти события свою цель исполнили, и слушатели как-то более - менее осознали, что Прокоп вернулся.

В начале 80-х годов "Фрамус 5" прошел через череду персональных перемен, когда вместо Хунделы пришел гитарист Мартин Коубек, а Витоха заменил Томаш Сухомел. Состав стабилизировался с появлением клавишника Любора Шонки. В 1982 году ансамбль переживает глубокий кризис, и единственный выход Шонкка видит в том, чтобы объединиться с человеком, с которым уже раз разошелся не в самых приятельских отношениях - с Ладиславом Кантором из "C & K Vocal"-а, в котором какое-то время халтурил. В сотрудничестве с Кантором формируется совершенно новый состав "фрамуса", который начинает действовать в составе: Михал Прокоп - вокал, гармоника, Любор Шонка - клавишные, Ян Хрубы - скрипка, Ян Коларж - клавишные, Мики Блаха - бас-гитара и Михал Вбовец - ударные. Вместе с этим возникает и совершенно новый репертуар с качественными текстами Иржи Жачка и Павла Шрута, причем, новую концертную программу под названием "Железная дорога Yesturday" ансамбль впервые представляет в ноябре 1983 года.

Кантор смог доказать, что он опытный продюсер и человек, обладающий огромным талантом навязать ансамблю подходящий имидж. Прокопа он представил публике как мужчину, переживающего "кризис среднего возраста", капитулирующего, погруженного в воспоминаниях, но в то же самое время ищущего новый смысл жизни. Композиция "Железная дорога Yesturday" пера авторского дуэта Скоумал - Шрут даже победила в конкурсе "Вокализа 1983, и известный музыкальный журналист Ян Рейжек отметил ее как песню - исповедь среднего поколения. Одноименный альбом завоевал буквально феноменальный успех, что в не малой степени было причиной и музыкального состава, который этот альбом записывал (а в нем участвовали, к примеру, Хрубы с Покорным из группы Etc+ Мишика).

После дальнейших личных пертурбаций состав "Фрамуса" обновился (Михал Прокоп - вокал, гитара, гармоника; Л. Шонка - клавишные инструменты, вокал; Петр Михалик - бас-гитара; Петр Рошканук - гитара; Вацлав Веселы - гитара; Петр Петрашек - ударные) и впервые выступил в таком виде на концерте в пражской "Люцерне" в 1985 году, а затем реализовал совершенно новый альбом с названием "Nic ve zlym, nic v dobrym" ("Ничего в плохом, ничего в хорошем"). Хотя концепция пластинки была направлена на ее успешную предшественницу, по сути своей дело шло о том, чтобы создать более "приземленное" и по-роковому звучащее название. Большинство текстов вышло из под пера Павла Шрута, которому удалось найти языковые средства, весьма близкие исполнительскому типу Прокопа.

В 1987 году позиция Прокопа на сцене была уже настолько сильной, что он решил создать из "Фрамуса" супергруппу, состав которой в этот период, если не считать Шонку и Петрашка, составляли настоящие звезды музыки - в группу снова вернулся наилучший рок-скрипач Ян Хрубы, через 17 лет туда же вернулся гитарист-легенда Любош Андршт, который играл еще на альбоме "Город Эр", а еще басист - Алеш Харват. В этом составе "Фрамус" записал свой третий, и следует заметить, исключительный альбом "Snad nam nase deti..." ("Может наши дети нам...") (вышел в 1989 году) с текстами Яна Буриана, Владимира Мерты и Ладислава Кантора. Но, как это часто, в соответствии с неписаным правилом, бывает в случае супер-групп, их существование, по причине неустанного конфликта сильных индивидуальностей с их взглядами на музыку, становится весьма кратким.

Парадоксально, но больший успех, чем весь "Фрамус 5" обрел побочный проект Прокопа "Nu-trio" (М. Прокоп - вокал, акустическая гитара; Любош Андршт - гитара; Ян Хрубы - скрипка), нацеленный, прежде всего, на концерты в небольших клубах.


На переломе 1988-89 годов формируется последний состав "Фрамус 5":
Михал Прокоп - вокал, акустическая гитара, гармоника
Л. Шонка - клавишные
Вителав Янда - клавишные
Иван Ерабек - клавишные
Ярослав Шимичек - бас-гитара
Рене Шимон - ударные

Но к этому времени уже назревала новая политическая ситуация, и Прокоп предпочел карьере музыканта карьеру политика, хотя иногда выступал в качестве гостя на концертах группы Etc+ Мишика.

Заслуга группы "Фрамус 5", прежде всего, заключалась в том, каким способом ее лидер работал с текстами и положенной на музыку поэзией. Из, первоначально, соул-певца, занимавшегося английскими композициями, вырастал задумчивый шансонье, который своим приятным исполнением и терпкостью в голосе, с одной стороны, проявлял атмосферу поэтичности, а с другой стороны, критически комментировал печальную реальность эпохи.

"Фрамус 5" стал одним из ансамблей 80-х годов, который был принят многими, и который заметно повлиял как минимум на два поколения рок-публики.

Дискография:

Только с группой Framus 5
SP (Panton) - "Vsechno mi dej" ("Дай мне все")(1978);
"Vlasy" ("Волосы") / "Svita" ("Светает") (1979);
"Za zaclonou bytu c. 308" ("За занавеской квартиры 308") / "Zvonky" ("Звонки") (1980)
Holubi dante (LP; 1980; Panton) SP (Panton) - "Tvari k zivotu" ("Лицом к жизни") (1981);
"Kolej Yesterday" / "Bitva o Karluv most" ("Битва за Карлов Мост")(1984)
Kolej Yesterday (LP; 1984; Panton) SP (Panton)
"Yetti blues" ("Блюз снежного человека")/ "Telefonni blues" ("Телефонный блюз") (1986)
Nic ve zlym, nic v dobrym (LP; 1986; вышел в 1987; Panton) SP (Panton)
"Karyatidy" ("Кариатиды") / "Kamaradi" ("Друзья")(1988)
"Snad nam nase deti+" (LP; 1988; вышел в 1989; Panton)

Благодарим за перевод с чешского Владимира Марченко
При необходимости обновления ссылок на мои релизы, пишите в личку
If you need to update the links to my releases, write me a personal message.
Please wait. All links will be restored.
Ответить

Вернуться в «Česko / Slovensko»