От "Веги" до тангенса

Ответить
sergio
Сообщения: 2908
Зарегистрирован: 28 ноя 2020, 17:11
Откуда:
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 12986 раз

От "Веги" до тангенса

Сообщение: # 44772Сообщение sergio »

Изображение

Начнем-с;

Всем любителям музыки большой привет!
Прошло уже 4 года, как продолжается моя эпопея “pain in ass”.
Хотя имея три тысячи виниловой массы и проигрыватель Вега-106, я как-то подсознательно понимал, что это не есть предел меломанских мечтаний, благо за эти годы подрос интернет и все потуги коллег стали доступны, несмотря на попытки поборников прав правообладателей их сгнобить. Все таки в году 2009-м появляются рипы с винила в формате 96 кГц-24 бита и с немыслимыми для Рапиды размерами. А в магазинах для меломанов стали появляться такие красивые винилы с переизданием наших любимых кумиров. Правда стоили они тогда чуть дороже Си-Ди, но их покупали плохо – они в основном создавали лицо магазина – вот мол, у нас все есть. Я в те годы взял с десяток этих чудо-дисков, они и лежали запаянными до последнего дня. Но годы идут, а они не щадят как вы понимаете не только нас, но и то, что нам дорого, виниловые пластинки в том числе. Вот и возник вопрос – Уот ту ду ? Годы, как теперь принято говорить, были «жирные». Пришлось сесть на диету и собрать комбинацию из стола HANSS T-20, фонокорректора Musical Fidelity M1VINL и карты Juli@. Были еще картриджи со времен эпохи застоя ГЗМ-055 и ГЗМ-108 Корвет, лучшие по тем временам, а еще английская Goldring Elektra. Все это нужно было правильно собрать и настроить. Наконец, пришла пора включать. Присобачил, значит этот Goldring. Оргазма не было, сразу скажу, но что-то цепляло. Решил делать рипы 192 кГц-32 бита. Ну, чтобы по-полной и достоверно. К тому времени из Европы приехала Nagaoka MP-120. Тут выяснилось, что 192-32 не всякая прога пишет, а если и пишет, то с какими-то дефектами. Платформа XP сомнению не подвергалась, т.к. в Куле работаю с 2000 года и с Вистами, 7-10 версиями для домохозяек она не заточена, но прогресс шагает вперед и уже автомобилем 3-х летней давности говорят пользоваться стыдно. В итоге набрал три версии Кула, Саунд Форж 11, Айзотоп Ар-Экс2 и записываю незатейливой прогой ГолдВэйв. Из Москвы привезли Ортофон-Танго, такая синенькая чудо-голова. Сразу встал вопрос – воздушный поток слабоват от того аквариумного насоса, что англичанин продал в Лондоне по цене золотого, пришлось находить и ставить в параллель еще один, тогда можно было ставить и тяжелые головы, типа Нагаоки. Пришло понимание того, что эти картриджи не лучшие и с тех пор пришлось купить еще дюжину других, что вполне оправданно, т.к. для каждого винила нужен свой картридж.
А теперь вот расскажу Вам о том, что узнаешь, о чем не пишут в журналах и на сайтах. посвящается тем, кто хочет извлечь максимально возможное из пластмассы под названием VINYL.
Для тех, кто просто слушает музыку - пусть это будет инфа для общего развития.

МИФ 1

Заключается в предположении, что просто увеличив разрешающую способность до 192-24 допустим, мы получим обалденный результат.

Не получится. Качество заложено в исходнике. Исходник – это тот продукт, который получается на ленте после всех трудов звукорежиссера и его помощников. Он является его детищем. Он может быть удачным, даже волшебным, он может быть средним (чаще всего) и он бывает неудачным. Давайте говорим о начале эпохи БИТЛОМАНИИ, Джордж Мартин и Алан Парсон показали возможности звукозаписи того периода. Речь идет о 60-х и 70-х годах. Как из таланта выкачивать бабло – это удел многочисленных менеджеров, правообладателей и легальных спекулянтов. Поэтому пройдя цикл, мы опять видим в магазинах винил, который оказывается лучше, чем Си-Ди. А помочь простому меломану разобраться в движняках менеджерского братства и должна помочь эта статья.

МИФ 2

Сейчас куплю дорогущую крутую технику, подключу – и буду наслаждаться

Самое дорогое не есть самое лучшее. Это факт.
Хотя крупные фирмы как правило, не занимаются новодельной , виниловой техникой, т.к. это не массовый продукт, а у нас все должно быть рентабельно – изготовил СД за 10 центов, а продал за 10 долларов. Конкурентов отстрелял с помощью закона об авторских правах – It’s a wonderful wonderful life!!! А загнивание и стагнация приходит незаметно.

Пока не поймешь, что техника твоя звучит неадекватно ее стоимости, благо, что производители не стесняются в ценах.
Главный критерий - ценить свой товар от того, насколько они себя любят. Например трубочка с 13-ю дырочками и двумя штуцерами на торцах обошлась мне в 3500 фунтов и еще предлагался картридж той же фирмы (DECCA) за такие же дурные скажем деньги.
В оправдание нужно сказать, что Brian Smith, представитель отдела ханд-мэйд, который возможно самолично и изготовляет это добро, оказался порядочным человеком, взял наличные деньги, все хорошо упаковал, передал все это моей жене, которая в такой технике абсолютно ничего не понимает и помахал ручкой – best regards!!!
У нас бы обули ее по-полной. И вот этот аудиоконструктор мне пришлось собирать самому, тем более, что по настройке тангенсов в интернете полезного ничего нет. Но очень хотелось…Собрал, работает. Вывод – лучше своего собственного опыта ничего нет полезней. Поэтому нужно вникать, и не только читать ТТХ, но и представлять себе – как это все скомпоновать. Иначе дауншифтинга не миновать.

МИФ 3

Самые лучшие дивайсы – это Торенсы, Дювалы и прочий реставрированный антиквариат.

Спору нет, хорошие устройства, но время идет, появились новодельные устройства, которые не хуже, а чаще всего лучше раритетов.
Последнее время получило распостранение продажа по почте.
Штука полезная и удобная, если речь идет о кроссовках или маечках. А когда дядя из бундесланда присылает тебе чудо-раритет, включаешь – и понимаешь, что тебя обули – факт не очень приятный. Судиться, высылать назад – себе дороже. Поэтому такие вещи нужно покупать легально, с документами и гарантией. Во всяком случае нужно к этому стремиться, и это как правило подходит и для новодельной техники.
Как я понимаю, в основе изготовления грампластинки и проигрывателя лежит точная механика и проигрыватель (стол) – это компромисс между рядом противоречивых требований. Кому-то из производителей это удалось, кому-то нет. Тогда, в 50-е годы, когда появлялись первые виниловые пластинки на 33 и 45 оборотов – никому в голову не приходило, что через полвека кто-то будет извлекать из этого чудесные звуки. Поэтому вплоть до технологии DMM фирмы TELDEC при изготовлении пластинки помимо самой музыки внутрь попадали и другие звуки
- это щелчки и трески от неточности изготовления матрицы и прессования, После изготовления металлической матрицы – ее до ума доводил гравер с хорошим опытом, хотя на одной пластинке у себя я прочитал слово из 3-х букв, выгравированных между канавками 2-х песен. Это диск 65-го года, с этого началась «оттепель» хрущевская и за это перестали сажать.
- недопрессовки (этакий пердящий звук) когда края канавки оплавлены или недодавлены прессом.
- коробление диска. Реальный диск всегда отличается от идеального. От края к центру изменяется геометрия поверхности диска, если деформации сильные, то игла выпрыгивает из канавки и такой диск лучше повесить на стену в каком-нибудь хард рок-кафе.
- вздутия и выпадение фрагментов и включений. На советских, на демократах, да и порой на фирменных дисках (хотя в меньшей степени) бывают залиты в пластмассу опилки дерева, металла, картона и прочей гадости, которая со временем из-за перепада температур и влажности «выползает» из пластика и происходит вздутие, вплоть до разрушения дорожек, то же самое и с воздушными пузырями и трещинами внутри диска, которые со временем вздуваются.
- разрушение пластмассы от времени, неблагоприятных условий хранения (на даче, на чердаке, в подвале, в гараже и т.д.). Не любят диски жары, холода, солнечных лучей (особенно ультрафиолет), сквозняков а также испарений (особенно кухонных) и т.д. При наличии нескольких факторов (например влажность и температура) процесс старения ускоряется. Есть информация, что грибки и микробы тоже укорачивают жизнь пластика. У кого есть пластиковые окна, могут убедиться, что пластмасса очень недолговечный материал. Хотя в земле трубы из пластика живут гораздо надежнее, т.к. факторов старении там гораздо меньше.
В результате старения пластмассы уменьшается эластичность, увеличивается жесткость, хрупкость, изменяется цвет, появляются трещины, выделяются вредные вещества.

МИФ. 4
Первопрессы, второпрессы, третьепрессы и пр.
Ну это же не семейный праздник, когда невесту идет пробовать старший рода, в силу своего опыта он сможет оценить качество «товара». Мне напоминает именно это. В советское время писком было делать первую копию с диска. А потом – уже якобы не то. По сути своей технологический процесс в эпоху индустриализации не останавливался, поэтому например американский стерео “Something new” даже поюзаный на пластмассе середины 60-х звучит как дуал моно, германский репресс 80-х звучит также, хотя чувствуется, что пластмасса более пластичная и мягкая, и наконец, боксовый вариант на 180 грамм звучит как первопресс – жестко и сухо. Привнесенные технологические оттенки мягкости или жесткости после фильтрации и обработки уходят, остается исходник, а он всегда будет звучать как дуал моно. Так и должно быть.
МИФ 5
Визуальная оценка винила.
Очень субъективная штука я вам скажу. Особенно когда покупаешь по Интернету. Диск нужно покупать вживую – смотреть в разных ракурсах, залепухи и блямбы – достал тряпочку – потер, не помогает – намочил слюной пальчик – потер, смыло, хорошо, если нет – а такое бывает, когда красят ногти, а потом хватают винил или пепел сыпется изо рта на диск, хотя вода и алкоголь не так вредны, но надо помнить, что чистая пыль+чистая вода=чистая грязь. Несмываемые пятна, матовые испарения, оплавленность, потертости – не берите такие диски. А то, что касается царапин и щелчков – если диск редкий, и ногтем не цепляется царапина – шанс есть на удачный рип, если ноготь цепляет – пусть винил лечит хозяин. Есть и нюансы, если серьезная царапина расположена на фонограмме с громким уровнем, то это не так заметно, как если такая же царапина на фейде или в тихих местах фонограммы.То же самое относится и к потертостям. Хотя есть фетишисты, которым важен факт обладания, а не извлекаемый звук. Тут мои советы излишни.



МИФ 6

«Фирма» однозначно лучше «печатки».

Есть технологически развитые страны – это США, Германия, Англия, Франция. Соответственно там все О-кей. Так было в 60-е и 70-е и даже в 80-е. Сейчас все не так – есть бренды US, UK и EU.
И качество этих брендов никто не гарантирует. Как повезет. А вот АББА печаталась в Швеции, и очень хорошо, к слову СИКРЕТ СЕРВИС тоже в Швеции, но г*но полное, советский звучал даже лучше.
А в те «золотые» годы капитализм был очень привлекателен, поэтому слово «фирма» просто гипнотизировало и подразумевало не две-три цены (от 50 до 100 руб.), хотя лицензионные диски Чехословакии, ГДР, Румынии (15-25 руб.) , да и в бывшем СССР (ВСГ, Рижский и Ленинградский заводы) (3,50 руб) были вполне адекватными. Что касается Индии и Югославии – там издавали не плагиат, но технологии были убогими (рокот, фон, фонограмма глуховатая и нечеткая) , На таком же уровне были и Италия, Скандинавский союз, Испания, Португалия, а также Польша – это лучше Индии и Югославии, но хуже US/UK/FD/F. Братская Болгария вообще изобиловала псевдолицензионными дисками. Это были пиратские копии, копированные в 80-е и 90-е годы на VHS или вообще на бобины или даже на компакт-кассеты, с таких вот «оригиналов» клепали Майклов Джексонов, Мадонну, Малмстина и многое другое. Тут и каналы болтаются с залепухами и просто выпадает звук на секунду-две. Это было нормально. Но об этом нужно помнить.
В 90-е буржуины молча терпели ростки молодой демократии в виде пиратства, контрабанды и тотального воровства. Еще во время падения СССР легально Студия Андрея Тропилло на ленинградском заводе переписывала буржуйские CD на свои LP и с шумом рубила бабло, То же было на рижском и ташкентском заводах, но там орудовала своя мафия. Но все поняли к тому времени, что CD – это хорошо, а винил – это каменный век, поэтому все дружно стали избавляться от хлама. Теперь объясняют, что наоборот – и все опять по кругу, но уже с других исходников, т.к. оригиналы наверняка уже рассыпались.
.

МИФ 7

Что лучше – новодел или стародел ?

В магазинах сейчас продают CD, винил 180 грамм, а есть и бэука (б\у). Причем цены на последнюю за 2-3 года выросли по отношению к другим категориям как минимум в 2-3 раза.

Все зависит от запросов. Если поставить на полку, повесить на стенку – то разницы нет, Даже если будете просто слушать, когда приглашаете гостей – посмотрите, как у меня тут все круто – тоже пойдет. Теперь - для тех, у кого со слухом все в порядке, и он понимает разницу между многообразием форматов и носителей.
Во-первых, нужно расставить запросы и приоритеты. Я люблю – Битлз, Роллинг Стоунз, Пинк Флойд, Маккартни, Лед Зеппелин и пр. поскольку цены на внил сейчас (2016 г.) в районе 25-30 долларов, то скупать антологию этих исполнителей нет смысла. Выбираем самые любимые или знаковые. Если хочешь делать рипы и дорожишь прелестями оригинального звучания – находи хороший оригинал. Если нет возможности брать оригиналы, или тебе все равно – тогда и 180 граммовые пойдут. Но опыт показывает, что в новоделах в 80 процентах случаев исходник не аналоговый тех годов, а его CD дубликат в формате 44 кГц-16 бит, сделанный в 90-е годы. Теперь еще и ремастеры пошли, это в основном уменьшение шума и плюс компрессия, реже перемикширование. Вот у Пола Маккартни коллекция 93-го года полностью перемиксованные релизы, которые вышли на CD. Нет слов, хорошо Макар, Куин и некоторые еще даже на компакт-дисках хорошо звучат, порой даже лучше винила, но это исключение, чем правило. У Фаусто Папетти, Демиса Руссоса оригинальными были только винилы до 80-х, потом они сразу стали записывать в цифре и на других лейблах.
А самое вкусное так и осталось на виниле. И таких примеров очень много.
По сути 180 грамм винил – это тот же цифровой CD, но плюс рокот, шипение и шорохи и в три раза дороже CD. Аналоговые технологии утрачены Единственное отличие – на виниле не компрессируют звук, а на CD сейчас – это норма.

На самом деле дигитализация все и вся – это тупиковый ход. Сейчас все технологии – цифровые. Примеров тому – множество.
В 70-е и 80-е годы шел рост качества звучания, появилось даже такая аббревиатура – Hi-Fi. Поскольку буржуйские оригиналы были недоступны советскому большинству, то масса пытливых и любознательных брали в руки паяльник, пилу, рубанок и пр. и создавали электрогитары, усилители, акустику. И все это педантично улучшалось ради улучшения качества звучания. Что такое частотный и динамический диапазон, разделение каналов, соотношение сигнал-шум, кто такие децибелы, как рассчитать усилительный каскад, как найти неисправность – это умели многие, так же как и петь и играть Шизгару на гитаре. В 80-е я лично собирал усилители QUAD-405. В 90-е годы в кассетный бум я собирал усилители записи для кассетников без подмагничивания, которые имели уровень записи, как на бобинах, а качество звука выше CD. Кому теперь это интересно? Молодые кадры, которые сейчас приходят на работу со звуком, в принципе не понимают, как это раньше до компьютеров все работало. Так уходят носители знаний и технологий, а на смену приходит такой вот диджитал айтишник, который предпочитает мп3 формат. Остальное ему просто не интересно, да и не нужно.

МИФ 8

Мыть или не мыть – вот в чем вопрос.

Не факт. После помывки бывает увеличивается шум и треск.
Чаще наступает улучшение, появляется прозрачность. Но поскольку мы однозначно выяснили, что вода, а тем более химические вещества для мойки пластмассы вредны однозначно, то наличие на поверхности диска пятен жира, грязи, плесени – мыть однозначно, но если диск выглядит хорошо, но уровень шума треска не соответствует красивому виду – тоже мыть, хотя тут вероятность 50 процентов. Но бывает, что и мыть не нужно
Я делаю так – есть базовая голова Audiotechnica AT7V, это хорошая ММ механика+эллипс 0.2х0.7 мил. Рипую этой головой, слушаю – и делаю резюме. Изобилие щелчков и треска при замечательной визуальной поверхности пластмассы говорит о том, что нужно помыть. И не обязательно это пыль, грязь жир и пр. Говорят, что матрицы перед прессованием смазывали какой-то мазью, чтобы не прилипали, а возможно и технологические особенности. Винил ташкентского завода например меньше шипел, чем апрелевский. Бывает, что продавцы «моют» перед продажей. Т.е замачивают пластмассу в СМС, потом она высыхает, покрывается тонкой блестящей пленкой – и диск блестит, как новый, но трещий при этом как шеллак.
Мытье очень простое – берем большой тазик, наливаем теплой воды, чуть-чуть кухонного моющего средства – топим винил на 20-30 минут, достаем, насухо протираем и через несколько минут крутим той же AT7V. Весь шлак и частично стружка пластмассы как плугом выворачивается на поверхность, стираем мягкой тряпочкой, диск подсыхает и ставим повторно на проигрывание, но протираем уже этиловым спиртом. Опять лезут те же какашки. Третий раз уже вполне можно воспроизводить на запись. Окончательно высыхает при комнатной температуре и хорощо бы уложить диск в новый, чистый конверт, бумажно-пропиленовый, иначе через пару месяцев случайные какашки приклеятся на диск и придется спиртом размочить и протереть это место.
Вариант другой - если первичный рип прошел без проблем, то диск можно уже пилить на более крутых головах, тем более, если в основе хороший исходник.
Новоделы шипят как первопрессы 60-х, даже хуже. Говорят – мыть надо. Как правило - не помогает.

А теперь главные выводы за эти 4 года

- рип винила 192-32 дает выдающиеся результаты, если исходник делал толковый звукорежиссер, Максимальный эффект в разнице звучания слышен на записях 60-70-середины 80-х годов.

- смысл это делать есть только при наличии качественной и хорошо отстроенной аппаратуры,

- все проверять при покупке, не доверять продавцу – у него цель продать, наша цель не быть лохом,

- винилом можно называть только то, что выпускалось на аналоговом оборудовании в 60-70-80-х годах. Все остальное – подделка а-ля старина,

- никогда цифровой звук не станет лучше аналогового,

- тангенс лучше поворотного, но очень опасен при нештатных ситуациях,

- картриджи лучше иметь разные, разные профили алмаза дают разный уровень шумов и разный уровень детальности фонограммы.
Механическая подвеска и технологические особенности картриджа придают звуку неповторимый окрас.

Желаю удачи! Ваш Sergio.

В следующий раз займусь описанием картриджей, которыми я пользуюсь.
sergio
Сообщения: 2908
Зарегистрирован: 28 ноя 2020, 17:11
Откуда:
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 12986 раз

Re: От "Веги" до тангенса

Сообщение: # 44773Сообщение sergio »

Изображение

КАРТРИДЖИ

Картриджи (раньше у нас они назывались головки звукоснимателя) – пожалуй самое нежное электромеханическое устройство в системе звуковоспроизведения. В начале виниловой эры эти устройства были пьезоэлектрическими с корундовыми иглами, рассчитанными на скорость проигрывания 33 и 78 об/мин.
В настоящий момент производят только головки с электромагнитными системами воспроизведения – с подвижным магнитом (ММ) и подвижной катушкой (МС). Игла звукоснимателя при проигрывании канавки пластинки, колеблется на подвесах в электромагнитном поле, создавая э. д. с. в двух катушках (обмотках) головки, которое затем усиливается в фонокорректоре и далее в усилителе мощности.В картриджах с подвижной катушкой вместо магнита используются катушки, которые гораздо легче магнитов, поэтому и подвижность такой электромеханической системы гораздо выше, но напряжение на выходе на порядок или два ниже. Поэтому дополнительно используется трансформатор, но если фонокорректор позволяет, то можно и без трансформатора. У этих двух типов не только разные выходные напряжения, но и выходные параметры, такие как емкость и импеданс. В последнее время появились МС головки с выходными параметрами как у ММ головок (high output), такие головки подключаются к ММ входу на фонокорректоре и повышающий трансформатор при этом не нужен. МС головки лучше передают динамику фонограммы, не затягивают фронты, как это делают ММ головки, особенно винтажные картриджи периода 80-х годов. Хотя для музыки того периода они вполне звучали прилично. МС картриджи имеют соответственно и лучшую прозрачность панорамы, на такие устройства как правило устанавливаются и дорогие алмазные иглы. Говорят, что 70% стоимости картриджа составляет алмаз. Может быть.
Обратите внимание на первый важный параметр – податливость, это как раз то, что я только что описал (достоверность воспроизведения динамики фонограммы). Второй, не менее важный параметр – размеры и форма алмазной иглы звукоснимателя. Стандартной формой первоначально была сферическая или коническая форма иглы. На первых электромагнитных картриджах эта форма была доминирующей.
Стандартным считается радиус 0,6 мм. Радиусы 2 мм и более – применяются для проигрывания пластинок на 78 оборотов. Алмазы говорят изготовляли в Швейцарии, там научились делать иглы с ориентированной кристаллической решеткой алмаза, что увеличивало ресурс игл в 70-е - 80- годы до 1000 часов. Японцы для своих головок, скорее всего сами шлифовали алмазы, про американцев нет информацииВ 70-е годы стали делать алмазы эллиптической формы, что позволило раширить диапазон в области верхних звуковых частот, стандартным считается размер 0,3х0,7 мм. А для квадрофонических пластинок японцы изготовили иглу Шибата, которая воспроизводила в ультразвуковом спектре дополнительно 2 тыловых канала, другие избретатели квадрофонии пошли по пути кодирования 2-х дополнительных каналов и встраивания их в обычный стереовариант, на выходе проигрывателя происходила декодировка этих сигналов и таким образом достигалась совместимость с обычными стереосистемами. В СССР Ю. Берендюков пропагандировал систему ABC – квадро, хотя промышленных декодеров для этой системы так и не появилось, любители могли спаять их самостоятельно, купив журнал Радио. А эксперименты японцев в области огранки алмазов продолжаются до сих пор. Поэтому цена на головки варьироет от 24 до 20000 долларов. Сказать, что цены соответствуют ожиданиям, не могу. Для себя я разделил условно картриджи на 3 группы – винтажная, бюджетная и высокостоимостная.
Винтажная группа – в СССР были 2 монстра производства бытовой звуковоспроизводящей аппаратуры – Бердский радиозавод и Рижский завод «RRR Радиотехника». Бердские приводы были польского производства G-600\G-601\G-602 b панели с прямым приводом диска. Рижские товарищи приводы и головки к ним делали собственного производства (ГЗМ-005/105), за исключением серии ГЗМ-055/155, это была копия Ортофона VMS20EMKII.

Изображение

Веги и Арктуры из Бердска копмлектовались американскими ADC-K7, SHURE M44MB а также голландскими TENOREL 2001D, позднее польским клоном UNITRA mf-100/104. В Ленинграде делали лучшую головку по тем временам – Корвет ГЗМ 008 (108), а в Тбилиси Электроника ГЗМ-003/103. Фигурирует еще ГЗМ-028, но в глаза не видел, в руках не держал. Про лучшие головки доступные тогда, могу кое-что рассказать.

Изображение

ADC-K7 как и ADC-K32 имеют одинаковую конструкцию, сейчас они уже не выпускаются, хотя кое-где еще купить можно. Иглы этой конструкции подходят ко всему ряду таких картриджей, иглы бывают как сферические, так и эллиптические. По тем временам хорошие были головки, но для современных проигрывателей можно использовать лишь для винилов 60-х/70-х годов, да и то с прокладками от вибраций. Для компрессированного и динамичного сигнала, особенно с широким спектром их лучше не применять – размазывают панораму звука, басы тоже затянутые, невнятные. Сферические вставки дают меньший хисс (шумы пластмассы), чем эллипс. Есть еще один минус – плохая виброизоляция, что дает повышенный гул и рокот от привода, что придает звуку специфический бубнящий призвук. В моем приводе используется нагнетаемый воздух от аквариумных насосов, которые гудят с частотой 50 и 100 Гц, Опускаю иглу на пластинку, но она не вращается, весь грохот от привода слышно прекрасно. Но это не самая резонирующая голова, у рижской ГЗМ-055 еще страшнее это явление, вообще Ортофоны по-моему в той или иной степени больны этой болезнью, В модели «Танго», которую можно назвать бюджетной, но не винтажной головой – та же самая болезнь, там звук принимает специфический «стеклянный» призвук из-за этого.

Изображение

Голландский «Тенорел» (а. к. а. «Унитра») по виброизоляции находится где-то посредине между ГЗМ-055 и ADC-K32, в остальном звучание этой троицы очень похоже. Жестковато-сухо, с размытыми контурами, в тихих местах и паузах слышен гул от привода. В 80-е мы были счастливы иметь такие головы. С вибрациями я боролся установкой мягких резиновых прокладок около 1 мм толщиной между шеллом и корпусом головки. Помогало, но не на 100%.. Другое дело – ГЗМ-008 (108) «Корвет» - прекрасная виброизоляция, «мягкая» подвеска дает более сочный звук, чем предыдущий антиквариат. Швейцарский алмаз с ориентированными гранями гарантировал 1000 часов звучания. Радиус иглы 15 мкм позволял без проблем воспроизводить большинство советских и импортных дисков периода 60-/70-х годов. Единственный недостаток по сравнению с современными бюджетными головками – небольшой завал на верхнем диапазоне. Рекомендую, если у кого осталась для старого винила. И, наконец – SHURE M44, модели M44MB к сожалению у меня не осталось, зато купил недорого M44G для ди-джейских вариантов и просто обомлел – чудо голова! Реально звучит почти как МС-башка за 350 у.е. – и это ММ-голова! Кто еще не купил – бегите, пока есть, в ди-джейский магазинах она дешевле, чем в салонах Хай-Фай. Сочная середина, игла – сфера 0,7 мм и она по шумам с пластмассы не знает себе равных, только "Ортофон-Танго" как-то еще может тягаться с ним в плане хисса. Рекомендую. Лучшие рипы старой пластмассы я сделал именно этой головой. Для любителей «шуршаще-шипяще-гремящего» новодельного 180-грамм винила – этот вариант лучший. Самый естественный звук как оказалось дает сфера. Про ГЗМ-005/105 и ГЗМ-003/103 лучше не говорить, чтобы не расстраиваться. Вот пожалуй по винтажным, что имею – все рассказал. ГЗМ-108 «Корвет» и SHURE M44G – мое предпочтение.

Изображение Изображение

Впереди бюджетники и крутяки от 350 долларов и выше...
sergio
Сообщения: 2908
Зарегистрирован: 28 ноя 2020, 17:11
Откуда:
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 12986 раз

Re: От "Веги" до тангенса

Сообщение: # 44774Сообщение sergio »

Самый массовый - средний класс. Не очень дорогой, но достаточно качественный.

После смерти СССР долго не было каких-то картриджей к виниловым вертакам, только к 2009-му году мне удалось взять британский GOLDRING-ELEKTRA. У нее была эллипсная вставка стандартных размеров (0,3х0,7). Но каким-то улучшенным звуком по сравнению с винтажными головами не отличалась, заметил только, что трещать стали пластинки на ней сильнее (сфера не так заметна на дефектах). Ощущение что подвес из жесткой резины, такие вот низа, а средина и верха – так себе, в общем не понравился мне этот Голдринг. Купил еще новую вставку и подарил другу.

Изображение

Самая большая номенклатура – это японский бренд «Аудиотехника». 24-х баксовые модели 3600 до сих пор комплектуют вертаки для малоимущих. Возмем ценовую категорию 100 – 250 долларов. Имею сферическую AT5V, эллипс AT7V, 440MLa – топовая модель с микролайновым алмазом. Из МС ряда сюда можно включить модель AT-F2 с эллипсом 0,3х0,7 мм.
По соотношению цена/качество пожалуй лучшая фирма в мире.
Имея оригинальную технологию изготовления раздельных каналов звуковых адаптеров фирма разработала линейку унифицированных корпусов со съемными иглами. Т.е. AT5V, AT7V, AT440ML и еще около десятка других, имеют позолоченный корпус (AT7V) или пластиковый. Стайлусы (сменные иглы) подходят друг к другу.

Изображение

Изображение

Изображение

Возьмем сферическую AT5V – универсальная голова на все случаи жизни, Спектр ровный, ничто не выпирает и не заваливается, разделение каналов заметно выше, чем у SUMIKO OYSTER или Nagaoka MP-100. Особенноо хороша при наличии в фонограмме натуральных живых инструментов, духовые и ударные звучат естественно. Джаз и блюз звучат особенно естественно. Сумико звучит очень похоже на AT5V, но разделение каналов у нее конечно похуже, а то, что нижний диапазон указан 30 Гц, то это на слух незаметно. Конечно, канавки должны быть чистыми, иначе вся вкуснота сойдет на нет. Помимо того, что сферический алмаз играет наиболее естественно, он помогает снизить общий шум виниловой массы и чем больше радиус, тем это более заметно. Нагаока 110-я тоже стандартная сфера, все справедливо, что я указал для сфер, но у Нагаоки мне показалось чуть больше басов, да и сама головка (8 гр.) тяжеловата. Если взять эти 3 головы с одинаковыми иглами (0,6 мм, сфера), то AT5V предпочтительней (лучшее разделение, а вследствие этого более широкая панорама звучания), затем Сумико Ойстер (просто стандарт), Нагаока как мне показалось плохо справляется с последними двумя треками на пластинке и по звучанию ближе к ретро-головам, описанным выше.
Как я думаю, для этого класса различия между картриджами равны 3 копейкам. По цене они дороже SHURE M44G, однако звук у Шурика намного богаче. Вот так бывает. Кроме динамичного рока, все остальное играет вполне внятно. Если сравнивать AT5V с AT7V, то последняя имеет эллиптическую иглу 0,2х0,7 мм и за счет этого большую разборчивость в середине и на верхнем диапазоне. Такой я играю супердлинные винилы с микродорожкой, никаких претензий нет, Не шепелявит на последних треках, хорошо вычишает канавки после промывки и в отличие от 440MLa не режет канавки, если она прошла шлифовку хотя бы 100 часов.
К тому же позолоченный корпус все-таки лучше пластикового.
Все бюджетные головки имеют хорошую виброизоляцию. Все ММ-головки имеют более жесткий подвес, поэтому они хуже воспроизводят динамику и комбинированные частоты (ВЧ+НЧ). МС картриджи в этом плане гораздо предпочтительнее. 440Mla топовая в ряду ММ-головок у Аудиотехники и это действительно так, но заточка микролайн очень опасная, как мне показалось. Мне она напоминает острую саперную лопатку, которая спокойно режет пластмассу, особенно, если проигрыватель не сбалансирован или движению тонарма от края к центру что-то мешает (притормаживает). Это могут быть провода, соединяющие головку с фонокорректором, эксценриситет или криво установленная голова. Проверяйте поворотное движение тонарма – поворот должен быть легким и свободным, в зеркальце проверьте горизонтальный азимут установки головы, а по шаблону проверьте антискатинг. Там нарисован кусочек радиуса, установите иглу на эту черту и сделайте оборот диска руками – игла должна после этого попасть на эту же линию. А прежде всего уровнем выставите стол проигрывателя строго горизонтально, иначе у вас будет фуганок для винила. 440MLa меня приучила к этому, с десяток винилов она просто скушала, первый экземпляр около года проходил, а второй – 2 недели и алмазный кончик этой гордости фирмы обламывался незаметно когда и где, при этом основное тело иглы оставалось на месте. А звучит она действительно прозрачнее всез ММ-головок в этой линейке, слов нет. Пару слов о AT-F2 -голова со стандартным эллипсом (0,3х0,7 мм) МС типа, но по звучанию она от своих ММ сестер недалеко ушла, особых талантов я не заметил, кроме фирменных аудиотехниковских прелестей (хороший стереоэффект, прозрачность звучания и ровная АЧХ).

Изображение

Покожа на нее и ММ-голова Vessel-A3SE, она формами чем-то напоминает SUMIKO OYSTER, но иглы у них несовместимы. Заточка алмаза нестандартная (7.6µm х 15.5µm) на что и купился, но он от стандартного профиля (0,3х0,7 мм). Упомяну и Ортофон «Танго», который уже выпускается под именем «Турбо» и в цене подрос. Легкая голова, синий прозрачный пластик, Один плюс у этой головы – алмаз имеет сечение - 8/18 mkm, это позволяет играть трескучие или подпорченные диски с возможностью сделать вменяемый рип, остальное – звук как у бюджетных ММ головок, хотя сама МС по рождению, да и виброзащита не на уровне, этот эффект я уже описывал выше, в разделе винтажных голов.

Изображение
Еще одно разочарование – SHURE M97HE. ММ-голова из новой, 97-й серии, но эта линейка картриджей на мой взгляд даже хуже 44-й, во всяком случае звучит не лучше AT7V, зато фанфары какие – гиперэллиптикал!!!
(0.2 x 0.15 mil) Единственное ноу-хау – щетка перед иглой, которая якобы стабилизирует тракт. Фигня, словом. В линейке все иглы взаимозаменяемые:

Изображение

N97HE, hyperelliptical nude diamond tip
N97ED – 5 x 18µ (.0002 x .0007 in.) nude, biradial (elliptical)
N97GD - 15µ (.0006 in.) nude, spherical diamond tip
N97EJ – 10 x 18µ (.0004 x .0007 in.) biradial elliptical diamond tip
N97B - 15µ (.0006 in.) spherical diamond tip
Тут вот собственно каша и началась – дюймы, миллиметры, микрометры. Кто-то пишет mil., кто-то in., Скорее всего сфера в 15 микрон – это 6 десятитысячных дюйма, а не 0,6 мм. Поправки делайте сами уважаемые..
Я думаю, что Шур M44G получился совершенно случайно таким вот породистым, они сами это не поняли, иначе бы залупили дороже чем гиперэллиптикал. Это тот случай, когда ожидания и пиар компания не соответствует реалиям,

Изображение

Например стоимость ММ-головки Nagaoka MP-150 (эллипс 0,4х0,7) составляет $273.95, а DENON DL-103 - $199.95, реально Нагаока Денону 103 в подметки не годится, он выпускается с 1962 года, (сфера 0,2 мм) обычно им были укомплектованы студийные комплексы по всему миру. Если хотите жирных басов – доставайте Денон. Хард-рок через Денон идет очень солидно. А Нагаока MP-150 не впечатляет, обычный стандартный звук ММ-головы, алмаз (0.4 x 0.7) не мог последние 2 трека нормально проиграть, чтобы не появилось «ватное звучание».
За $174.95 можно приобрести Аудиотехнику AT-F3/III. Прекрасное звучание, можно назвать эталоном МС-головы бюджетного класса. Прекрасно воспроизводит микродорожки и предпоследний и последний треки . Особенно ГДР-овские винилы на них адекватно звучали. Алмаз у нее (0.2 × 0.7 mil) как у AT7V, но за счет более мягкой подвески (все-таки МС!) лучше воспроизводит динамичные фонограммы, чем AT7V.

Изображение Изображение

Рекомендую Аудиотехнику AT-F3/III и DENON-103, обе МС-типа. По цене как бюджетные, а по звуку тяготеют к более крутой категории. Они играют музыку любых жанров, а если не играть хард-рок, то можно брать AT5V и AT7V. При всем при этом нужно понимать, что чем профиль алмаза тоньше, тем он острее, частота в верхнем диапазоне выше, но при этом слышнее шум пластмассы, а если диски поюзаные, даже после помывки они будут шуршать довольно удручающе, поэтому ищем сферу или профиль 8 х 18 мкм как у Ортофона Танго. Прирост рабочего диапазона на дисках, где таких звуков просто быть не может подсказывает применение пусть простых, но менее чувствительных к треску и шумам головок. Имейте ввиду опасность порчи винила установкой микролайнов или лайн-контакт-алмазов на неотрегулированные вертаки. Надеюсь что мой опыт поможет кому-то.
sergio
Сообщения: 2908
Зарегистрирован: 28 ноя 2020, 17:11
Откуда:
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 12986 раз

Re: От "Веги" до тангенса

Сообщение: # 44775Сообщение sergio »

Самые, самые.

Самые дорогие, самые крутые, самые красивые. На самом деле все картриджи как дети, все любимые. У кого-то есть одни недостатки, у другого – другие. Но опыт показывает, что риповать одним картриджем все винилы неправильно. Предварительно прослушав какой-то диск приходит понимание замысла звукорежиссера, оценивается качество записи и физическое состояние носителя (пластмассы). Если фонограмма сделана удачно, выразительная и сочная панорама, хорошее состояние пластмассы, отпечатано качественно, то наступает пора доставать самые дорогие картриджи. К сожалению таких винилов очень мало, основную массу спокойно можно риповать бюджетными головами (Shure M44G, Sumiko-Oyster, Shure M97, Vessel-A3SE, Audiotechnica AT5V, Audiotechnica AT7V, Audiotechnica AT-F2, Audiotechnica AT-F3/III, Denon DL-103 да есть и еще достойные головы.
Прежде всего нужно отметить, что это картриджи 21-века, в 20-м таких не делали, но вот ренессанс винила заставил некоторых традиционных и множество новых производителей спроектировать и изготовить недешевые супер-картриджи. У них огромный частотный диапазон, соотношение сигнал/шум, разбаланс сигналов минимален, разделение каналов просто чудесное, к тому же они почти все МС-ряда. От Accuphase AC-5 до ZYX Diamond-X. Суть в том, что винилы под такие головы сейчас не выпускают. Для них можно предложить диски периода 1984 – 1992 гг., это с технологической точки зрения, а сколько фонограмм было смонтировано за этот период – это вопрос открытый. Разочарований ьольше, чем приятных открытий. Так, Santana III 1971-го года меня приятно поразил своим звуком, про Пинк Флойд я не говорю уже, да есть хорошие примеры, но их все-таки не так много, чтобы картриджами за несколько тыс. амерских рублей пилить все подряд. У меня отбор на рипы дорогими картриджами происходит после промывки диска и его прочисткой Audiotechnica AT7V. Далее готовлю для рипа дорогими или наоборот дешевыми или сферическими картриджами. Вот такая моя политика.

Изображение

Audiotechnica AT-OC9-ML/II ($419.00) – прекрасная голова, модель 1987-го года, хотя по сравнению с AT-F3/III стоимость завышена баксов на 50-100, Разницы в динамике, в работе подвижной системы между этими головами я не уловил, но по прозрачности и верхнему диапазону 9-я круче 3-й модели, но не на такую разницу в стоимости. Г-ну Кацуо Мацушита конечно видней. Вот рекламная вставка:
Используемая в головках серии OC9 запатентованная конструкция VC mould обеспечивает стабильность и жесткость, в то время как двойная подвижная катушка (dual moving coil) позволяет получить отличное разделение между каналами и обладает улучшенной частотной характеристикой для долговременного качественного воспроизведения.
В намотке катушек используется провод из меди PCOCC (чистая медь непрерывного литья произведенная по процессу профессора Оно), это специальная медь практически без поперечных кристаллов, которые могут препятствовать передаче сигнала. Применение проводов из PCOCC улучшает передачу сигнала и производительность передовой катушки двойной конструкции.
Нужно отметить, что в пределах одной конструкции все модели между собой по звучанию чем-то похожи, за счет разных алмазных игл добавляется что-то в середине или на верху частотного диапазона. Так у модели OC9ML/II заточка алмаза microline, а у модели OC9/ML/III – line-contact. Все остальное – одинаковое.
Только положительные эмоции. Ровный частотный диапазон, расположение инструментов в пространстве изумительная. Хорошая голова для хороших пластинок.

Изображение

Другая японская струя – DENON тоже великолепна. На их моделях особенно
акцентируется звучание басов, причем в модели 110 предпочтения отдаю электронным басам и вообже электронной ритм-группе. В то время, как в моделях 103 и 301 – низкие частоты хорошо акцентируются для рок- и хард-роковых исполнителей.

Изображение

В области середины и верхних часто 301-я модель будет пожалуй покруче, чем 110-я. 110-я модель имеет алмаз 0.1 x 0.2 mm (20 Hz-45 kHz) ($299.00), 103-я имеет сферу 0,2 мм mm (20 Hz-45 kHz) ($199.95), 301-я имеет заточку 0.07 x 0.14 mm (20 Hz-60 kHz) ($329.00). 110-я модель имеет выход такой же как у ММ-головок.
Модель 301-я больше всего по звучанию похожа на звук Audiotechnica AT-OC9ML/II, хотя басы у Денона будут помощнее.

Изображение

Lyra-Delos имеет алмаз line-contact stylus (2.5um x 75 um). Во всем диапазоне частот звучит ровно и прозрачно, по звуку ближе всего из моих подходит Audiotechnica AT-OC9ML/II. Меня не покидает ощущение, что в верней ценовой категории различия между картриджами также сближаются, как и в категории начального уровня. Самые достоверные рипы сделаны пожалуй Лирой-Делос у меня, но к сожалению дисков, достойных этой головы увы, немного. Хотя и цена в ($1,595.00-$1,995.00) вполне приличная.

Изображение

И еще один шедевр – Shelter – 301/II. Она привлекла мое внимание тем, что для дорогой модели у нее сферическая заточка иглы, И надо сказать, звучит она порой лучше лайн-контакта. Но это относится к винилу 70-х годов, там проблема в том, что малошуршащего винила из 70-х мало, но если попадается малоюзаный диск той поры, то Шелтер для него – самый лучший вариант, особенно элитно звучат тарелки, так они не звучат пожалуй ни на одном картридже из имеющихся у меня.
В итоге выстроился внутренний ранжир для применения головок в зависимости от состояния пластмассы и качества фонограммы на ней.

Древние винилы 50-70-х годов, неубитые и не испорченные. Это сферические Audiotechnica AT5V, Shure M44G, Sumiko-Oyster, Denon-103, ГЗМ-108 Корвет, эллипсные Audiotechnica AT7V, AT-F2, Ortofon Tango, Vessel-A3SE.
В хорошем состоянии винилы 70-х с хорошей фонограммой. Это Shure M44G, Shure M97HE, Shelter 301/II, Denon-103, Audiotechnica AT-F3/III, Lyra Delos.
Для 80-х с богатыми электронными ритм секциями – Denon-110
Для лучшего винила 1984-1992 годов подойдут Denon-301, Audiotechnica AT-OC9ML/II, Lyra Delos.
Для новодельных 180 грамм – Shure M44G.
Все справедливо для чистых или вымытых дисков !!!

Все достаточно условно и субъективно, но личный опыт - это самый лучший. То, что я вычитал из интернета, на форумах или в статьях авторитетных гуру, имеет мало общего по сравнению с тем, что я узнал из своего опыта, чего и вам желаю. Дерзайте, ваш Сержио
sergio
Сообщения: 2908
Зарегистрирован: 28 ноя 2020, 17:11
Откуда:
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 12986 раз

Re: От "Веги" до тангенса

Сообщение: # 44776Сообщение sergio »

Работая на радио, руководство снизошло до того, чтобы разрешить мне сольный проект, который выходил ночью, в 01-00 выходила первая часть программы, а в 02-00 выходила 2-я часть. Проект был мной задуман для популяризации современного блюза, он и составил костяк программы 1-го часа, 2-й час предполагался релаксационным - это лаундж, чилаут и подобные стили. Со временем руководство закрыло проект по причинам неясным мне, тем не менее я собрал программы в часовые блоки, один-два комментария, а остальное - это миксованная хорошая музыка. Треки как правило не повторяются из одной программы в другую, Я могу предложить более 130 таких вот программ-сборников. Могу выложить для пользователей, Ваше мнение меня очень интересует, предлагаю 1-й выпуск программы.

1-й час

https://cloud.mail.ru/public/FkVx/qUwdntC6Y

2-й час

https://cloud.mail.ru/public/MS6p/36sDMDtH5

трек-лист могу выкладывать на форуме, а не на сайте соответственно.
p.s. Мой давний друг, который сейчас живет в Канаде, до этого ничего не хотел слушать, кроме Маккартни и Пинк Флойд, стал закоренелым любителем блюза, когда я ему отправил свои программы, так он до сих пор просит продолжения. К сожалению, всему свое время, когда постоянно бьют по рукам, а общественные формации живут не по законам логики, трудно чего-то ждать - чудо не происходит, если его кто-то не создает, пусть маленькое чудо будет в виде хотя бы таких вот сборников хорошей музыки.

Ваш Sergio.
Аватара пользователя
Antiquar
Администратор форума
Сообщения: 16149
Зарегистрирован: 26 ноя 2020, 18:32
Откуда: Москва, Россия
Благодарил (а): 3871 раз
Поблагодарили: 160083 раза

Re: От "Веги" до тангенса

Сообщение: # 44777Сообщение Antiquar »

Ключевое слово здесь "хорошая цифра"!!!

А Сергей, как раз об этом и пишет, и подтверждает своими работами.

Речь идет о проблемах музыкальной индустрии, о том что особо искушенное ухо слышит именно цифровые проблемы - это тотальная жуткая компрессия на CD, это новое поколение звукарей, выросших на формате mp3 и гонящих отвратительную продукцию под этот формат, где из-за денег, а где из-за того, что медведь на ухо наступил, они так слышат и не помнят, да и не знают как звучал аналог.
Все это как в анекдоте:
- Не нравится мне Карузо!
- А ты его слышал?
- Да так... сосед напел..

Ну и самое главное - это утрата аналоговых первоисточников и как их пользовать, если что-то осталось.
При необходимости обновления ссылок на мои релизы, пишите в личку
If you need to update the links to my releases, write me a personal message.
Please wait. All links will be restored.
sergio
Сообщения: 2908
Зарегистрирован: 28 ноя 2020, 17:11
Откуда:
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 12986 раз

Re: От "Веги" до тангенса

Сообщение: # 44778Сообщение sergio »

Я не увлекаюсь схоластикой и не цитирую гуру, то что я написал - это мой личный опыт, имея более 3 тыс винила и столько же разных CD, 4 года сравнивал, за что мы платим деньги в который раз, и тут вроде все подробно расписал, но видно не все поняли или читали не полностью.
(1) Первое - если бы авторы ЦЗ заложили формат 192-32 или хотя бы 24-96, то разговаривать было бы не о чем, а поскольку до 80-х фонограммы записывали исключительно на магнитную ленту, и лишь в 80-е стали делать CD (причем оцифровка прошла в формате 44-16), то логика подсказывает, что любой дубликат - цифровой ли он, аналоговый ли он - он будет хуже оригинала (если конечно не сделать специальной обработки оригинала). Сейчас есть возможность извлечь максимум из винила 70-х, качественно обработать его и выложить в цифровом виде 44-16, который по звучанию не хуже фирменных первопрессов на CD, а чаще всего превосходят их, поскольку в 80-е годы аудиософта, многоядерных процессоров и терабайтных винтов в природе не было, а сейчас есть, эти возможности и привлекают виниломанов экспериментировать с HQ. Я думаю - это понятно.
(2) Второе - ЦЗ в принципе не может превосходить аналог по разрешающей способности.
Вроде объяснял доступно, но понятия вижу нет. Попробую еще раз. Возьмите любую картину знаменитого художника, поднесите лупу к картине и внимательно посмотрите, из чего состоит она. А состоит она из мазков кисти художника, то есть сплошная линия мазка. А теперь купите репродукцию этой же картины и внимательно через лупу посмотрите, что на ней. Вы увидите точки, которые чередуются с пустотами, хотя на расстоянии 5-ти метров вы их не сможете отличить. Но этого достаточно, чтобы было о чем спорить.
Для цифровой фотографии качество - это количество пикселей, а для ЦЗ - это выборка точек дискретизации из сигнала, она выбирает микроскопическую часть из огромного целого, то есть аналога. Пустоты между точками дискретизации заполняются напряжением заряженных сглаживающих конденсаторов ЦАП/АЦП, поэтому если в мозгу нажать "ВКЛ.", то мозг скажет - никогда ограниченная качеством преобразователя сумма выбранных фрагментов ЦЕЛОГО не будет больше самого ЦЕЛОГО. Вот и вся сущность спора. Кто не понял, читайте еще раз п. 2.
(3) Потому-то оригиналы картин стоят миллионы, а репродукции - копейки, какими бы качественными они не были.
И если бы "цифра" была так хороша, то разницы между оцифровкой аналогового винила в 44-16 и 192-32 не было бы. А она есть и очень даже существенная. Хотя в году 2009-м, имея Вегу-106 и картридж Goldring-Elektra, я в этом очень сомневался. И это говорит о том, что даже если разрешающая способность "цифры" будет стремиться к бесконечности, то она никогда качества аналога не достигнет. Как еще объяснять простые вещи - не знаю...
А о том, что есть хорошие цифровые записи - никто не спорит, но это отдельная тема.
Всем удачи в наступающем Новом году! Если будет у кого желание, могу в новом году поделиться своими технологиями по винилу.
Ваш Сержио.
Ответить

Вернуться в «Поговорить»