Виниловые вопросы

Ответить
sergio
Сообщения: 2908
Зарегистрирован: 28 ноя 2020, 17:11
Откуда:
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 12986 раз

Виниловые вопросы

Сообщение: # 45494Сообщение sergio »

Для тех, кто хочет заняться этим делом могу поделиться своим опытом. Так как винилы еще живут, а аппаратуры и рекомендаций на эту тему все меньше.

Первое (и пожалуй самое главное) - на чем крутить?

Многие считают, что нужно брать крутые вертаки - и качество в кармане. В этом устройстве три вещи определяют качество.
- Это механика (привод должен быть либо прямой с 3-х фазной системой управления и стабилизации или через пассик) Это минимизирует передачу на головку звукоснимателя вибрации от вращающихся деталей. Панель привода должна иметь мягкую подвеску на демпфирующих пружинах или им подобных - для тех же целей.)
- Головка звукоснимателя. Только электромагнитного типа. Разброс параметров в каналах должен быть минимален. Тут жадничать не стоит. Сейчас еще выпускают хорошие головки. Из советских лучшая была Корвет, остальные не в счет. Хорошие головки от Elan, Elektra, Ortofon, Pro-Ject. При выборе нужно обратить внимание на радиус закругления эллиптической иглы (сферические для наших целей нежелательны). Чем радиус меньше, тем острее игла. Такая игла поднимает с винила гораздо больше всяких дефектов, но зато после обработки результат получается наилучший. Без исключений не обошлось и здесь: последние 2 трека (ближе к центру) на такой игле считываются с большими амплитудно-фазовыми искажениями, чем иглой большего радиуса (более тупой). Вообще желательно иметь эллипсные иглы с разными радиусами закругления.
От этих недостатком свободен проигрыватель с тангенциальным тонармом, но это сейчас большая редкость. Я в данной ситуации откручиваю один винт крепления головки и смещаю угол ее поворота относительно стандартного. (См. фото)


Но это только для проигрывания синглов или последних 2-х треков LP.
- Электрическая составляющая. Поскольку сигнал с э/магнитной головки ЗС имеет амплитуду (RMS) 1-5 мВ, и требует дополнительного подъема АЧХ в области НЧ, то наилучшим решением нужно признать наличие встроенного предусилителя-корректора. Провода от головки ко входу платы усилителя-корректора должны быть минимальной длины. Экранирующий провод не должен образовывать контуров, т.е. заземляться на одном конце (приемном). Это касается и соединительных звуковых кабелей.
Во многих проигрывателях фирменных производителей такой предусилитель как правило отсутствует. Что резко увеличивает уровень помех и фона в звуковом тракте. В студиях применяется парафазная (симметричная) 5-ти проводная разводка оборудования (XLR или 1/4 TRC). Все помехи и наводки 50-100 Hz как правило имеют противофазную форму в обоих каналах, что устраняется простым суммированием таких сигналов на синфазном входе того же микшера. Но в бытовых условиях проще иметь встроенный предусилитель-корректор с выходным сигналом 0,5-1 В (RMS, 1kHz).

Второе - чем оцифровывать?

Ну, если нет предусилителя-корректора в ЭПУ, то естественно сигнал подается на микрофонный вход интегрированной звуковой платы (или дополнительной). Тут по опыту могу сказать, что особой разницы я не заметил используя интегрированную Realtek High Definition Audio или 250-баксовую Julia. Гораздо больший эффект (при всех прочих равных условиях) я получил от использования внешней зв.карты с 2-мя универсальными входами M-Audio и выходом USB. Длина звукового экранированного кабеля от выхода ЭПУ до входа зв.карты должна быть наименьшей (у меня 25-50 см).

Изображение

M-Audio питается по USB кабелю от компьютера и этот кабель не имеет особых ограничений по длине. Общий уровень помех и наводок оказался существенно меньше, чем в первом случае.
Зимой уровень помех выше, чем летом (возможно из-за наличия снежного покрова).

Поэтому для наших целей вполне подойдут еще имеющие хождение проигрыватели высшего и 1-го классов советского производства. Комбайны из тех же компонентов использовать нежелательно из-за длинных соединительных проводов внутри этих устройств.


(продолжение следует)
Аватара пользователя
Antiquar
Администратор форума
Сообщения: 16149
Зарегистрирован: 26 ноя 2020, 18:32
Откуда: Москва, Россия
Благодарил (а): 3871 раз
Поблагодарили: 160107 раз

Re: Виниловые вопросы

Сообщение: # 45495Сообщение Antiquar »

На мой взгляд, WavePurity - одна из лучших программ для очистки оцифровки винила от песка.
Домашняя страничка


Я пользуюсь WavePurity Professional v.5.7, но использую исключительно для оцифровки и удаления несильных щелчков и песка.
Крупные щелчки, для лучшего результата, приходится удалять вручную.
Шумоподавителем в WavePurity лучше не пользоваться, а использовать Sound Forge или Adobe Audition (старое название предыдущих версий - Cool Edit).
Если мне необходима дополнительно другая обработка, делаю её в Sound Forge с различными plug-ins.

Откройте в программе редактируемый звуковой файл.
Выделите всю запись (сочетание клавиш [Ctrl]+[A]), или только нужный обрабатываемый участок. Затем, в этом же окне, с открытым звуковым файлом, выберите закладку
Digital filters -> Repair filters -> Remove click and crackles.
Если в настройках (Setup) этого фильтра поставить галочку запрашивать разрешение (Query before repair), тогда программа будет останавливаться на каждом участке, где присутствует щелчки или треск (click или crackles) и можно будет визуально оценить по волновой кривой, что этот фильтр собирается сделать. По умолчанию в опциях фильтра в параметрах Remove crackles стоит значение 10, Remove big clicks+pops - значение 15 . Чувствительность фильтра можно уменьшить до минимума, поставив значения 50. Оптимальным может быть 20-35. Уменьшение значений - увеличивает чувствительность фильтра, но при этом также увеличиваются и артефакты обработки. Вначале лучше поэкспериментировать, на слух найти оптимальные настройки и запустить в автоматическом режиме исправления виниловых дефектов (без опции Query before repair). На хороших пластинках подавление crackles (потрескиваний, их называют ещё и песком) вообще можно выключить эту опцию, оставить только clicks+pops.


post by AnaToliK
При необходимости обновления ссылок на мои релизы, пишите в личку
If you need to update the links to my releases, write me a personal message.
Please wait. All links will be restored.
sergio
Сообщения: 2908
Зарегистрирован: 28 ноя 2020, 17:11
Откуда:
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 12986 раз

Re: Виниловые вопросы

Сообщение: # 45496Сообщение sergio »

продолжая виниловые вопросы хочу поделиться опытом в этой области начиная с 1999г., когда впервые увидел программу Cool Edit Pro.
Из популярных и широко доступных это пожалуй самая продвинутая прога для монтажа звука. Поэтому кто начинает работать со звуком, настоятельно рекомендую.

Оцифровка
Для записи я пользуюсь программой SoundForge 4.5, в то время она была тоже популярна, я ею пользуюсь в силу наглядности и удобства пользования индикаторами и кнопками управления. Для этого открываю File - New - выбираю параметры (sample rate 44100kHz, stereo, 16 bit), жму кнопку с красным кружком (record) и появляется панель записи с удобными индикаторами, ставлю галочку в окно \'monitor\' и смотрю на индикатор уровня - уровень шумов, помех и прочего нежелательного добра находится на уровне -50...-53 дБ. Это вполне приемлемый уровень, чем этот уровень ниже, тем лучше.
Изображение
Но если он больше или заметнее (электромагнитные помехи, наводки или щелчки), то нужно принимать дополнительные меры путем более качественной экранировки, заземления устройств или уменьшения длины звуковых проводов или применение парафазного (применяется в студиях) соединения устройств. Желательно, чтобы в эл.сети не было работающих эл.-сварочных и других строительных инструментов и прочих устройств с большими помехами при включении-выключении. При низком сечении электрического провода в сети иногда мешают обычные выключатели освещения и холодильники. Большие наводки и помехи создают работающие в радиусе нескольких километров вещательные передатчики и РЛС аэропортов. В этом случае нужна квартира с обилием армированных металлом перегородок (панели) или нужно уходить в подвальное помещение. Мобильные телефоны тоже лучше держать в сторонке. Теперь вернемся к записи...
Если уровень сигнала с проигрывателя составляет 0,25-1 В и он скорректирован по частоте, (что соответствует большинству проигрывателей советского производства), тогда сигнал подаем на универсальный вход (line-in) звуковой карты компьютера. Использование для этих целей микрофонного входа нежелательно, ввиду повышенного уровня шумов и наводок на этот вход.
Для начала калибруем уровень записи. В цифровой записи перегрузка (превышение уровня 0 дБ) недопустима, хотя при аналоговой записи перегруз +1...+3, а иногда и +5 дБ считался допустимым. Воспроизводим самые громкие места с пластинки - и с помощью микшера звуковой карты выставляем уровень по индикатору -5...-10 дБ.
Изображение
Далее записываем небольшой кусок (1-2 мин.) чистого фона (без фонограммы) с номинально выставленными регуляторами.
Воспроизводим и просматриваем в этой же программе - насколько минимальны шумы и помехи в тракте звукозаписи. Если уровень этого добра приемлемый, т.е. не содержит импульсных или низкочастотных помех большого уровня, то можно считать подготовку к записи законченной. Если при записи на максимальных уровнях происходит ограничение амплитуды (это видно при просмотре пиков сигналов), то необходимо уменьшить уровень еще на 5-10 дБ.
Итак - записали худо-бедно сторону пластинки. Что важно при этом? Важно, чтобы в результате записи не привнести дополнительных искажений, шумов и наводок электромагнитных излучений. Для хранения оригиналов использую внешние HDD 1 ТБ на мобил-рэках с питанием от общей UPS.
Промежуточные и окончательные варианты хранятся в подпапках оригиналов. Жадничать со свободным пространством не стоит, поэтому, если появляется лучший способ или алгоритм обработки, всегда можно начать не с нуля.
sergio
Сообщения: 2908
Зарегистрирован: 28 ноя 2020, 17:11
Откуда:
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 12986 раз

Re: Виниловые вопросы

Сообщение: # 45497Сообщение sergio »

Куда податься?

Вопрос далеко не праздный в создании собственного алгоритмы обработки фонограмм на предмет улучшения их качества, нарезки на треки или дальнейших экпериментов. Я хочу привести собственные познания и опыт в этой области. Я использую доступные программы и оборудование самого широкого применения. Примеры работы с профессиональным ооборудованием и программами не рассматриваются в данном варианте.
Всю обработку делаю на 2-х компах - один 2-х ядерный, второй 4-х ядерный. Монитор один 19 кубик, другой 22 TFT. ОЗУ не менее 2 Гб, т.к. для больших файлов это важно. Саундбластеры - Audigy, Julia (встроенные) и M-Audio (внешняя). Использую программы CoolEdit Pro 1.0, Adobe Audition 2.0, WavePurity 5.70, SoundForge 4.5/SounForge 9.0, MAGIX audio cleaning lab 10 deLuxe, Wave Corrector 3.0, Steinberg WaveLab 5, DC Live Forensics 7.04

я составил следующий алгоритм обработки:

1. Записанная сторона пластинки если не содержит щелчков больше амплитуды полезного сигнала, выравнивается по амплитуде (поканально-L/R equally) и выставляется на уровне 80% от максимального (Normalize). Если таковые имеются (big pops), то удаляются вручную, потом выставляется те же 80%. Это оригинал - вещь священная и неприкосновенная. Хранится пожизненно.
2. Потрековая нарезка. Винилы 80-х я не подвергаю дополнительной частотной коррекции, что касается более ранних, то из-за узкого диапазона звуковых носителей того периода желательно сделать подъем АЧХ, выбранный мной экспериментально, и оставляет звучание фонограммы вполне естественным. При этом естественно проявляется много дефектов, ранее не заметных. Вот значения на 30-ти полосном эквалайзере -

Выставляем значения полос в соответствии с данными ниже

31 Hz - 0 dB
39 - 0
50 - 1,86
62 - 3,93
80 - 3,93
100 - 1,86
125, 160, 200, 250, 320, 400, 500, 640, 800, 1k, 1,3k, 1,6k, 2k, 2,5k, 3,2k, 4k - 0 dB
5k - 1,03
6,4k - 2,26
8k - 4,76
10k - 6,41
13k - 6,83
16k - 5,59
20k - 1,86
25k - 0 dB

если оригинал был на уровне 80%, то этот подъем не приводит к ограничению пиков сигнала. В таком случае после коррекции опять выравниваем амплитуды каналов и выставляю значение - 100% (можно 90%). Далее всю сторону режу на треки. межтрековую паузу разделяю при этом 3 к 1. После выходного фэйда - 3 части, перед входным фэйдом - 1 часть. Треки нумерую и сохраняю в отдельной папке.

3.Теперь наступает процесс обработки сигнала. Руками или софтом все это делать. Каждый решает для себя сам. Нужно набраться терпения и настойчивости, чтобы получить приемлемый результат. В любом случае ручная корректировка более щадящая и качественная, но и более трудоемкая.
Вот перечень дефектов, которые предстоит убрать
- щелчки и шипение винила (clicks & crackles, hiss noise), удаление щелчков от склеек фрагментов, сглаживание углов ступенек,
- нелинейные (гармонические) искажения фонограммы (distortion),
- низкочастотные всплески (от перемещения резака рекордера) и привнесенные наводки от непрофессиональной записи и монтажа фонограммы. Рокот от коробления винила также можно свести к минимуму.

4. Предварительно бегло прослушиваем фонограмму и оцениваем ее состояние, а также свои возможности. Мой главный принцип - не навреди. Если не можешь сделать лучше - оставь как есть до лучших времен. Самые легкие винилы - это диски 80-х (если не убитые конечно). Тут все просто. Если есть щелчки размером с амплитуду сигнала - убираем руками, мелочь оставляем чистилкам-клинерам. Нелинейных искажений тут очень мало, возиться - себе дороже. Для чистки щелчков можно использовать встроенный инструмент remove clicks and pops (Cool/Adobe), tools-click and cracle removal (SoundForge 9), wizard-remove crackles, clicks and pops+remove record player rumbling noise (WavePurity). Все настройки используются по умолчанию (as default). Как показал опыт, эти настройки оптимизированы именно под такой уровень щелчков (песок). Вариации в настройках в небольших пределах возможны, но ощутимой разницы все равно не получить. Лучше попробовать встроенные готовые шаблоны внутри панели.
В любом случае правило такое - сначала ручная проработка, потом программой. Универсальных лекарств не существует. Каждый раз нужно пробовать - и слушать. не забывая в нужный момент делать Save as и Undo. Разные варианты обработки разными программами храню в раздельных папках одного оригинала. Результат сравниваю путем воспроизведения разных версий. Выбираю наиболее приемлемый. Обрабатываю входной и выходной фэйд. Добавляю паузы (0,5 сек) перед началом и после окончания каждого трека. И в папку Ready сохраняю готовый трек.
Еще один совет - тихие места и фэйды прорабатываю вручную, т.к. на низких уровнях сигнала ни одна чистилка нормально не работает.

5. Деформированные, запиленные и просто старые винилы 60-70-х - это настоящая целина для экспериментов со звуком.
a) первым делом руками убираем камни и глыбы, правим крупные фрагменты.
Делается это путем вырезания фрагментов с одинаковыми пространственными координатами (желательно в точке перехода через ноль) (одна-две волны),
Методы исправления –
- замена участка вблизи нулевой линии тишиной,
- удаление центральной точки внутри дефекта,
- ручное перемещение точек внутри дефектного участка,
- замена дефектного участка аналогичным из сопредельного пространства или из другого
канала (если они похожи)
Такие процедуры возволяют делать инструменты в CoolEdit Pro/Adobe Audition. Эта программа основная для ручной обработки, монтажа и окончательной доводки. Иногда пользуюсь WaveLab (Analysis-Audio error detection and correction) но чаще все-таки руками в CoolEdit Pro.
b) исправляем нелинейные искажения. Если синусоида несимметричная (завалена вперед или назад) то скорее всего это результат неправильной ориентации иглы в канавке. Меняем его путем поворота головки в держателе тонарма (этот эффект описывался выше) относительно своей оси.
Дальнейшая коррекцию кривизны синусоидальных сигналов я делаю в Wave Corrector 3.0, т.к. в основе обработки ею заложен именно этот метод.
c) борьба с низкочастотными помехами ведется также несколькими способами. Иногда достаточно использовать ВЧ-фильтры. Чаще всего они хорошо работают в тихих местах фонограммы, желательно захватывать музыкальные фразы для обработки, на однородном фоне будет отчетливо слышна разница в переходах без и с обработкой таким фильтром. Примерно такой же результат от применения встроенных Rumble фильтров и фильтров режекции на 50/60/100/120Hz. Если же НЧ-помеха от сети 50/60 Гц сильно заметна и слышна на всем альбоме, то я применяю разделение сигнала на ВЧ и НЧ составляющую. ВЧ остается без изменения, НЧ-часть трека суммирую оба канала 100% или в меньшем соотношении. Поскольку НЧ помеха в обоих каналах как правило противофазна, то в результате сложения она сильно ослабляется, а кое-где уходит вовсе. В итоге обработанная таким образом НЧ часть трека опять поканально суммируется с ВЧ частью. И результат для моно вариантов фонограмм просто отличный, для стерео варианта несколько изменяется панорама звучания, и в какой-то степени сам спектр. Но все это нужно экспериментально подбирать для получения наилучшего результата.
Низкочастотные всплески от перемещения резака рекордера особенно заметны на винилах 60-х годов. Если вышеуказанные методы не помогли, тогда вручную удаляется 1-2 периода синусоиды, содержащей этот дефект. Резать желательно в точках перехода через 0.
d) очистка от щелчков в принципе не отличается от процедуры для дисков 80-х. Может больше ручной предварительной работы особенно на фэйдах и в тихих местах. Общие советы. remove clicks and pops (Cool/Adobe) использую для преимущественно гитарной музыки. clicks and pops+remove record player rumbling noise (WavePurity) использую там, где нет духовых (саксофон, флейта), смычковых (скрипка, виолончель) и синтезаторов со звучанием в нижнем регистре, tools-click and cracle removal (SoundForge 9) использую тогда, когда остальные чистилки сильно искажают звук, хотя после него иногда остается много необработанного песочка, что соответственно увеличивает нагрузку на ручной вариант предварительной чистки.
e) иногда в фонограмме присутствует шипение магнитной ленты и другие шипящие призвуки. Фэйды часто имеют такой хорошо слышимый дефект, хорошо прослушиваются они и в паузах. Ну обрабатывать такие участки лучше фрагментами. Выбираются участки с порогами заметности шипения и контуры увязываются с музыкальными фразами. Эти фрагменты как отдельные файлы можно обрабатывать разными программами, а потом вставлять в итоговую фонограмму, путем замещения этих участков на исправленные. Помимо стандартных средств в CoolEDit Pro/Adobe Audition, в этом плане очень мощный пакет фильтров содержится в DC Live, где помимо всего прочего очень точно можно подстроить АЧХ фильтров, но и выставить кривую амплитуды действия некоторых фильтров. Зачастую хороший эффект дает одновременно с удалением щелчков, удаление шума в tools-noise reduction (SoundForge 9), возможно попробовать разные шаблоны Reduction type и Preset.
f) когда готовы все составные части фонограммы делаем сведение. Делаем окончательный монтаж и сборку всех фрагментов. Я это делаю в CoolEdit Pro, Допуская открытие нескольких окон и копирую фрагменты из одного окна в другое. Если нужен микшер, я использую окно Multitrack, где произвожу поканальное суммирование.

Вот вкратце и все. Опыт и наличие тренированного слуха играет в этом деле первостепенную роль. Плюс уйма времени на эксперименты и огромная нагрузка на зрительный аппарат. В дальнейшем каждую из упомянутых программ рассмотрю в применении для наших целей более подробно.
Приобретайте бесценный опыт путем проб и ошибок. Желаю удачи!
Sergio (1 July 2009)
Ответить

Вернуться в «Технодром»