А на самом деле...

Ответить
sergio
Сообщения: 2908
Зарегистрирован: 28 ноя 2020, 17:11
Откуда:
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 12986 раз

А на самом деле...

Сообщение: # 45014Сообщение sergio »

Изображение

В январе 2017 года исполняется 4 года с того момента, как я стал открывать правду о том, что лучше – CD или винил, аналог или цифра. Все нижесказанное – мой личный опыт рипования и обработки до кондиции приемлемого качества винилового звука, тем более рассказать есть о чем. Для тех же, кто просто слушает винил и попивает при этом пиво, это не будет интересно, а еще больше тех, кого и мп3 вполне устраивает и они не слышат разницу в звуке.
Итак, немножко истории….
Аналоговая запись – это прежде всего запись звукового сигнала на магнитный носитель – магнитную ленту, проволоку, остальное не прижилось.
Цифровая запись – это запись звука или изображения на различные носители, в т. ч. на магнитные. Для записи, воспроизведения и хранения придуманы различные форматы (для звука исходным считается wav-формат). Для записи такого сигнала нужен АЦП – аналого-цифровой преобразователь. Понятно, что любой звук имеет аналоговую природу. Для воспроизведения звука используется зеркальное устройство ЦАП – цифро-аналоговый преобразователь.
Носитель аналоговой записи – магнитная лента, виниловая пластинка, как известно, имеет очевидные недостатки – шум самой ленты, шум пластмассы при воспроизведении, изобилие щелчков на виниле, а также эксцентриситет, коробление , недопрессовки и еще много чего. Электромеханические устройства воспроизведения эти к тому же должны быть хорошего качества, а раз так, то была аппаратура звукозаписи и воспроизведения от дешевого, 4-го класса до дорогой – высшего класса. Ко тому же эти носители капризны в эксплуатации и хранении. Тем не менее мне известны вполне приличные записи классической музыки в СССР уже в 40-е годы. А самый старый LP в моей коллекции – диск Мехелии Джексон – “The World's Greatest Gospel Singer” 1956-го года. Между прочим, этот диск лучше по качеству, чем современные новоделы 180 грамм – факт.
Как известно, цифровые технологии обязаны своим появлением необходимостью быстро и качественно рассчитывать траектории полетов космических аппаратов и баллистических ракет, эти технологии в конце 90-х дошли до создания домашних ПК. Как только технологии производства чипов АЦП и ЦАП достигли достаточно хорошего качества преобразования, стали пробовать записывать звук в цифровом виде на различные носители. Возникли понятия – частота квантования и битность. Стало понятно, что чем эти параметры выше, тем выше качество преобразования звука, а в итоге все уперлось в размеры этих файлов, так у меня одна сторона винилового диска после записи в формате 192 кГц/32 бита на жестком диске занимает объем в 2 Гигабайта. Плюс у компьютера должна быть хорошая звуковая карта, оперативная память как можно больше и быстродействие. А всего этого даже в 90-е еще не было, не говоря про 80-е, когда еще компьютеры были размером с комнату, а вода от кондиционеров лилась на улицу ручьем из окон таких ВЦ. Первыми цифровыми устройствами для записи звука были магнитофоны формата DAT, с записью на кассету, одновременно многие студии звукозаписи писали звук на видеомагнитофоны формата VHS.
В 80-е годы были разработаны и созданы звуковые носители цифрового звука – компакт-диски (хвала буржуям!). Видео Си-Ди не прижились, им на смену пришли DVD, а вот аудио – живы и процветают до сих пор, при этом они даже не дешевеют. Одновременно многие исполнители стали предпочитать цифровую запись в студиях (причем этим явно гордились!). В СССР виниловые диски с ЦЗ были даже дороже, чем обычные.
В то же время аналоговая техника на месте не стояла и также совершенствовалась. Стали появляться магнитные ленты с замечательными свойствами, кроме бобин, появились и кассеты, более удобные в эксплуатации, а для прослушивания в автомобиле они были просто незаменимы. Производство виниловых дисков росло не только количественно, но и качественно. В 1982 году появилась технология DMM (direct metal mastering) – спасибо немецкой фирме TELDEC ! Она упрощала производство металлических матриц, одновременно с улучшением их качества. Сейчас в мире осталось таких станков штук 10.
Ко всему сказанному нужно добавить новые технологии в звукозаписи – появились и стали внедряться шумоподавители разных фирм – от DNL до DOLBY. Началось активное компрессирование звука аппаратными способами (компрессоры, лимитеры, экспандеры и пр.) Все это улучшало соотношение сигнал/шум, добавляло динамики, но кардинально проблему улучшения звука так и не решило.
Справедливости ради нужно отметить появление уже в 70-х годах 4-х канальной квадрофонической звукозаписи (знаменитая – “The dark side of the moon” 1973 г. потрясла мир). Но для этого нужны были соответствующие дорогущие усилители, вертаки и картриджи, что и привело к их постепенному вымиранию. Нужен был массовый, дешевый и удобный в пользовании и хранении носитель. И вот он пришел!!!
Появление CD-дисков любители музыки восприняли с энтузиазмом – удобен, практичен, компактен, а главное – не шипит и не трескает, а также не боится воды, солнца и царапин, да и жить будет не менее ста лет. А как удобен для радиовещания или тиражирования на кассеты! Все эти неоспоримые плюсы и рост тиражей на новых носителях стал приводить к постепенному вытеснению аналоговых носителей. Еще с 84-го по 93-й годы они как-то сосуществовали параллельно, А в 90-е винил однозначно пошел в утиль, его стали пачками нести на помойки. Практичные буржуи сдавали их в комиссионку, где они до недавних пор продавались по доллару (или 1 евро) за штуку.
Сейчас там, конечно, уже цены выросли, да и сети реселлеров заметно почистили буржуйские завалы, тем не менее приезжая к нам, эта старая пластмасса вырастает по цене в 25-50 раз! Хороший бизнес. Спасибо нашим меломанам!
Тем временем уже в 90-е мелкие или малорентабельные производители аудиопродукции ушли с рынка, поглощенные гигантами аудиобизнеса, появились новые рынки сбыта на постсоветском и восточноевропейском пространстве – приятное явление для тех, кто поднялся на Биттлз, Роллингах или Пинках. Но уже в 90-е стало понятно, что новых Биттлз не будет, а кушать хочется всегда, тогда же возникла новая опасность от того же технического прогресса – стало легко копировать те же CD, видео, игры или софт, да еще скоростной интернет выползал отовсюду. Доходы монстров звукозаписи стали падать, производство новой аудио- и видеопродукция усложнялась и дорожало, хотя результат тоже приходилось делить с пиратами. Уат ту ду – заплакали аудиомонстры.
Плагиат и копирование в 90-е и начале 2000-х приняло масштабы эпидемии. Вот тут-то и пригодилось правило первой ночи – достали копирайт, и кто откупился – тот не пират, а кто не смог – тот уже освоил другой бизнес или в розыске. А ведь как рассчитывали-то! Себестоимость компакт-диска - 50 центов, а в розницу – от 6 до 25 зеленых рублей. Но буржуины народ грамотный – постепенно замочили сначала китайских, потом болгарских, потом российских – и наконец украинских пиратов.
Вечная память пиратам! Они снабдили наших небогатых меломанов доступными дисками мировой рок- и поп-культуры.
Казалось - опять все хорошо, Пиратов всех забили, рынок весь под законными обладателями, но что-то продажи не растут, а потому, нужно что-то еще – так возник ребрендинг винила. К тому же еще были живы меломаны, которые помнили, как звучит винил. Они стали замечать, что у СиДи звук хоть и чистый, но какой-то звенящий, неприятный – особенно если слушать на большой громкости, чем мы все грешили в свое время. Логично, что кудесники от правообладателей стали заказывать и пиарить новое чудо – 180 граммовые тяжелые виниловые диски, которым износу нет, и они гораздо более чем уже потертые CD. Я в свое время начитался таких вот толстых журналов, да и Интернет заполонила молва, что давайте возрождать славу винила. А аппаратура под них пошла какая! Только деньги доставай. Думаю, что не я один купился на этот пиар ход. Купил достойную технику, настроил, с 2003-го года уже почти 300 новоделов приобрел. И что? На самом деле это недешевое чудо по своим параметрам соответствует винилам 50-х, начала 60-х годов. А кое-где и хуже. В чем же дело?
Во-первых, производители стали использовать для производства новый материал – он больше походит на остывшую эпоксидную смолу, чем на пластмассу. Поэтому его шумовые и технологические свойства с винилом тех времен не стоят даже близко. Она шипит, гремит и трещит даже в первом проигрывании.
Мыть и тереть – бесполезно, со временем может сделают когда-нибудь микроробота с микронаждачкой и микронапильником, он все вычистит, а пока – просто жалко денег, а он, (180 грамм) кстати, меньше 30 амерских рублей не стоит, поэтому я поумнел за эти 4 года. Лучше взять такой же СиДи за 6 зеленых, тем более, что звуковой исходник у них одинаковый - ЦИФРАААА !
Зато без шумов, треска и прочих артефактов. А вкусный аналог остался только на тех винилах, которые вынесли в 90-е.

Детали обсудим в продолжении. Удачи! Спасибо Антиквару за размещение и пропаганду моих усилий в этой области!
Ваш Сержио. (Продолжение следует.)
sergio
Сообщения: 2908
Зарегистрирован: 28 ноя 2020, 17:11
Откуда:
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 12986 раз

Re: А на самом деле...

Сообщение: # 45015Сообщение sergio »

Продолжаем тему...

Теперь поговорим о сакральном – что лучше CD или винил? Собственно сам вопрос лишен какого-то ни было смысла, это все равно, что спросить – какое пиво “Heineken” вкуснее – в бутылках или в банках.
Условное пиво – это есть фонограмма, предназначенная для размещения в бутылках (винил) или банках (CD). Грубо конечно, но зато максимально понятно о чем речь.
Фонограмма (пиво) раньше делалось из натуральных продуктов (хмель, солод и пр.) по оригинальной технологии со времен царя Соломона. Аналоговая запись на многоканальный магнитофон – это было основой фонограмм до появления преобразователей АЦП и ЦАП в 80-е годы. То же и с пивом – его сейчас делают из концентрата, как и вино впрочем. А теперь давайте будем спорить, какое пиво лучше – оригинальное с тех времен или современное, из порошка. Вопрос спорный, особенно если учесть, что вкус оригинального пива уже давно забыт.
Логично, что фонограмма может быть получена как аналоговым способом (запись на обычный студийный магнитофон, 32 дорожки), так и цифровым способом (запись с помощью АЦП и получением комбинации нулей и единиц, которые могут храниться на любом цифровом носителе). Возможна комбинация того и другого способа (что практиковалось в 80-е годы, тогда винил в СССР имел лейбл ЦЗ). От себя скажу, что ЦЗ – это кал, т.к. ни один винил с такой записью не был категории не то что Hi-END, его даже Hi-Fi назвать нельзя. Причина банальна и очевидна – но об этом позже.
Теперь опять же про пиво, точнее про тару, в которую оно разливается. Имея в наличии фонограмму от любого правообладателя, можно заняться тиражированием любого вида коммерческой аудиопродукции (CD, DVD, винил, аудиокассеты, видеокассеты, минидиски и пр.) При этом для носителя фонограммы технологически не важно – аналоговая фонограмма или цифровая. Поэтому, имея цифровые фонограммы для CD, которые в 90-е были модными и хорошо продавались, производителям легко было с тех же фонограмм начать производство новодельных винилов, и пошла активная пропаганда, что винил – это круто!!! Это круто по деньгам, но не по качеству (об этом еще поговорим). Если вы внимательно прочитали про пиво, то даже трезвенник поймет, что эта кампания производителей нового винила – это просто коммерческий ход, точнее лапша на доверчивые уши непосвященных. Судя по выходу компакт дисков популярных альбомов наших любимых поп- и рок-классиков в 90-е, я подозреваю, что основная работа по оцифровке магнитных архивов была сделана именно в то время. И скорее всего, ввиду технических ограничений того периода, это был формат wav с разрешением 44 кГц/16 бит. Это первая причина «дубового» звучания музыки аналоговой эпохи 60-х/70-х. Но не последняя.
По собственному опыту последних 4-х лет рипования самого разного винила, могу сказать, что любой картридж для винила обогащает звучание (особенно хорошего) аналогового оригинала (фонограммы) или в крайнем случае его не ухудшает, чего никак нельзя сказать про судороги преобразования самыми лучшими АЦП и ЦАП – потери неизбежны, для этого даже пиво не понадобится. Это факт.
Но если увеличить битность и частоту квантования, то достоверность преобразования улучшается. Особенно это заметно на богатых спектрами частот и динамикой исполнения фонограмм. Хотя для речевого диапазона вполне подойдет качество 44/16.
Тем не менее, уже в 2000-х резко увеличились возможности компьютерной техники в части хранения и обработки звука даже в домашних условиях. К тому же и современные вертаки из новых материалов и супер-картриджи по цене до 20000 у.е. все таки дали шанс получить со старого винила такой звук, каким он не был никогда.

(Продолжение следует)
sergio
Сообщения: 2908
Зарегистрирован: 28 ноя 2020, 17:11
Откуда:
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 12986 раз

Re: А на самом деле...

Сообщение: # 45016Сообщение sergio »

Расставим точки над i.

Как ни странно, причина специфичности цифрового звучания лежит на поверхности, не знаю, почему об этом никто не говорит. Проблема кроется в линейности преобразования АЦП во всем звуковом диапазоне частот от 20 Гц до 20 кГц. Т.е. качество преобразования одинаково как для 20 Гц, так и для 20 кГц, хотя простая логика подсказывает, что для высоких частот нужна большая детальность. В 80-е отцы цифрового звука заложили качество – разрядность слов 16 бит, с частотой выборки 44 кГц.
Без калькулятора считаем: по высоким частотам 44 кГц : 22 кГц, получаем 2 слова из 16 бит, для басов делим 44 кГц : 22 Гц, получаем 2000 слов из 16 бит. Тут густо, там пусто, а ведь будь наоборот, не о чем было бы спорить. Пробелы информации сглаживаются емкостями, отсюда буква «с» звучит как «ш», тарелки, маракасы и другие шумовые инструменты звучат грязно и неестественно. А на больших громкостях большого количества инструментов все сливается в единый фекальный вой, где не разобрать, где какой инструмент и какую партию он ведет. И только неимоверные усилия заставляют нас верить в то, что это звук тарелок, а это звучит треугольник. К тому же отраженные сигналы из упомянутых звуков дают нам дополнительную информацию об объеме помещения при всего 2-х канальном звуковоспроизведении.
Конечно много факторов влияет на процесс записи, и есть попытки что-то улучшить в этом плане, поэтому в последние годы появляются неплохие цифровые записи, хотя это скорее исключение.
Другое дело – запись на магнитную ленту. Здесь верхний диапазон частот зависит не только от свойств магнитной ленты, но и от скорости протяжки. Так скорость 19 см/сек катушечного магнитофона на ленте Fe2O3 позволяет записывать сигналы до 20-22 кГц (с завалом конечно), а хромдиоксидные и металлопорошковые ленты имели еще более высокие показатели и меньшие шумы. В усилителе записи магнитофонов уровень высоких частот искусственно завышался, а низких занижался (специальная АЧХ усилителя записи). При воспроизведении – наоборот. Это улучшало шумовые характеристики и снижало коэффициент гармоник. Может, кто-то помнит, там был еще высокочастотный генератор подмагничивания и стирания, который выдавал дополнительно в сигнал записи небольшой ток подмагничивания, что также снижало гармонические искажения в области средних частот. Дополнительно улучшить соотношение сигнал/шум позволяли и компандерные системы шумопонижения типа Долби, в это же время стали сжимать (компрессировать) звук, что также улучшало шумовые параметры записи. Позднее стали применять при записи схемы динамического подмагничивания и системы записи с широтно-импульсной модуляцией (ШИМ), что позволяло дополнительно повысить отдачу с магнитной ленты. В 90-е я тоже увлекался такими штучками, так, при использовании ШИМ удавалось на обычную кассету на скорости 4 см/сек записывать сигнал, соответствующий обычной записи на катушечник со скоростью 19 см/сек. Такие записи повергали в шок меломанов, когда они слышали чистый, неискаженный звук, при этом индикаторы уровня сразу уходили в правый красный сектор и даже не вздрагивали до конца песни. Хотя при таком способе записи компрессия звука все-таки была. Да, были времена…
Таким образом отцы аналогового звука хорошо продумали как получить максимально правдоподобный звук, а в 80-е отцы цифири думали уже о чем-то другом.
Цифровой звук незаменим в телефонии, теле- и радиовещании, в других сферах, где качество и естественность не так важны, А вот выдавать ЦЗ как суперзвук – это абсурд. Наверно поэтому слова High Fidelity остались только на виниловых изданиях. Тем не менее с помощью ЦЗ можно записывать небольшие коллективы, солистов классической музыки, при этом дефекты не так заметны, но если например послушать, как мерзко громыхают инструменты в альбоме BLACK SABBATH – “Eternal idol”, плюс нет детализации, прозрачности, локализации в пространстве, про тарелки я вообще молчу. Таких записей в конце 80-х, начале 90-х было очень много, но даже заливка этой какафонии на винил не спасает положения.
Хотелось бы еще рассказать о плюсах и минусах самих носителей – технологии CD и винила, но лучше это сделать в другой статье. Надеюсь, что мне удалось отделить мух от котлет и немного помочь разобраться - что такое цифровое или аналоговое звучание. Хотя мифов в этой сфере еще много.

Спасибо Антиквару за размещение

С уважением ваш – Сержио.
Ответить

Вернуться в «Технодром»