подготовка виниловых пластинок для оцифровки

Ответить
Аватара пользователя
Antiquar
Администратор форума
Сообщения: 16149
Зарегистрирован: 26 ноя 2020, 18:32
Откуда: Москва, Россия
Благодарил (а): 3871 раз
Поблагодарили: 160110 раз

подготовка виниловых пластинок для оцифровки

Сообщение: # 45010Сообщение Antiquar »

Подготовка виниловых пластинок для оцифровки


Занимаясь, хоть и изредка, оцифровкой пластинок (остатков моей некогда, сравнительно неплохой коллекции винила), хотел бы услышать (т.е. прочитать) мнения коллег по этому ремеслу.
Казалось бы, что тут сложного - поставил диск в проигрыватель, подключил-соединил с компьютером, и вперёд! Можно, конечно и так, если неважно качество результата... На мой взгляд, если неважно качество, то лучше вообще ничего не делать. А если подойти к этому процессу со всей ответственностью, то не всё так просто, как на первый взгляд кажется. Например, мытье и чистка грампластинок до оцифровки (vinyl rip), позволяет улучшить соотношение сигнал/шум + снизить звуковые дефекты, т.е уменьшить потрескивание и громкость щелчков, а выражаясь более научно - сократить количество шоркающих и цикающих импульсных помех. Или, выражаясь термином, бытующим в среде старых меломанов (т.е. меломанов со стажем), снизить количество так называемого песка. И у каждого меломана есть какие-то свои секреты и давно испробованные методы. Кто-то моет пластинки шампунем, кто хозяйственным мылом, кто раствором стирального порошка или просто дистиллированной водой. Есть мнения, и по этому поводу идут жаркие споры, что надо мыть спиртом этанолом. Некоторые меломаны ни в коем случае не рекомендуют этого делать, а мыть только спиртовым раствором, или просто водочкой. :) но в любом случае не одеколоном, т.к. эффект будет прямо противоположным. А экспериментировать можно на не очень ценных пластинках.

Но есть мнение, что в любом случае надо мыть весь винил, независимо от внешнего вида.
Если правильно проделать этот процесс, результат будет заметен на слух, треск (песок) кардинально снизится.
Хорошо очищенные диски, намного облегчают последующую обработку.
Вот и хотелось бы услышать, может быть, какие-то новые мнения по решению этой проблемы.
Может быть, у кого-то есть свои уникальные ноу-хау, и если не жалко, поделитесь с народом.

А вот как выглядит устройство для мытья винила:

(На рис. заводской, фирменный девайс)
Два пластиковых прозрачных диска и два резиновых кольца предназначены для герметизизации и предохранении яблока винила.

Poat by AnaToliK
При необходимости обновления ссылок на мои релизы, пишите в личку
If you need to update the links to my releases, write me a personal message.
Please wait. All links will be restored.
Аватара пользователя
Antiquar
Администратор форума
Сообщения: 16149
Зарегистрирован: 26 ноя 2020, 18:32
Откуда: Москва, Россия
Благодарил (а): 3871 раз
Поблагодарили: 160110 раз

Re: подготовка виниловых пластинок для оцифровки

Сообщение: # 45011Сообщение Antiquar »

Теперь рассмотрим приемы подготовки архивных материалов к транскрипции


Любые грампластинки необходимо перед началом этого важного этапа правильно подготовить, почистить и по возможности удалить из их канавки все механические частицы.
Если грампластинка не проигрывалась, можно ограничиться лишь поверхностной чисткой от пыли. Для этого лучше использовать бархатную тряпочку с ворсом около 1 мм из натуральных волокон. Естественно, она сама не должна оставлять ворсинок и пыли. Чистить пластинку лучше всего, установив на проигрыватель, и вращать при этом в сторону, противоположную направлению вращения при проигрывании. Если проигрыватель не имеет функции реверса – вращать можно рукой. К сожалению, игранные грампластинки полностью вычистить таким способом невозможно. Пыль, грязь, жир от пальцев и микрочастицы, отслоившиеся от стенок канавки в результате проигрывания, – почти все попадают на дно канавки грамзаписи. Более того, при повторном проигрывании они втираются иглой на дно канавки так, что вычистить их оттуда бархоткой не удается. В таком случае эффективным может оказаться мытье.
Мыть грампластинки надо водой комнатной температуры, либо чуть теплой. Моют грампластинки под несильной струей проточной воды. Смочите пластинку, избегая попадания воды на бумажную этикетку. Затем слегка намыльте хозяйственным мылом мягкую щетку из натуральных волокон и осторожными движениями нанесите мыльную пену на грампластинку, в направлении вращения грампластинки. При мытье виниловых грампластинок в мыло можно добавить небольшое количество антистатика, используемого для тонких синтетических тканей. Антистатик должен быть без отбеливающих и парфюмерных добавок, и без добавок, влияющих на эластичность тканей. При намыливании щетки старайтесь, чтобы не оставалось кусочков мыла, поскольку если они попадут вглубь канавки, удалить их оттуда будет крайне сложно. То же касается и антистатика. Его надо тщательно распределить по всей щетке таким образом, чтобы не оставалось гелеобразных частиц. После того, как грампластинка полностью намылена, сразу же хорошо промойте щетку и под струёй воды (лучше из душа) смойте пену с грампластинки. При этом пластинку можно еще раз протереть щеткой, но не всухую, а под струёй воды. Излишне усердствовать и тереть пластинку, даже самой мягкой щеткой, не следует – лучше несколько раз повторить процедуру. Когда вся пена тщательно смыта, нужно дождаться, чтобы остатки воды стекли, и аккуратно промокнуть поверхности замшей, не оставляющей ворса.
Еще более эффективный способ – использовать специальные спреи и водорастворимые резины. Состав в соответствии с инструкцией наносится на поверхность грампластинки, высушивается, и полученная полимерная резиноподобная пленка легко снимается с поверхности, унося с собой налипшие частицы грязи и мусора. Этим способом удается очистить самые загрязненные и заигранные грампластинки. Если внимательно посмотреть через лупу на снятую с граммофонной пластинки пленку, то можно увидеть огромное количество прилипших к ней металлических частиц. Это фрагменты сточенных стальных патефонных игл, скопившихся на дне канавки. Мытье и чистка грампластинок описанными способами позволяет улучшить отношение сигнал/шум до 10 дБ, и значительно сократить количество шоркающих и цикающих импульсных помех. Чтобы полностью высушить подготовленную таким образом грампластинку, ее нужно выдержать при комнатной температуре не менее получаса, затем протереть сухой бархоткой – и можно проигрывать.

Для правильного проигрывания грампластинок огромную роль, помимо головки звукоснимателя, играет сама игла. Во-первых, канавка грамзаписи в патефонных пластинках гораздо шире, чем у долгоиграющих. Во-вторых, грампластинки, выпускавшиеся разными фирмами и в разные годы, имеют некоторые различия в ширине и углах наклона канавки. Поэтому необходимо иметь сменные головки или иглы с разными диаметром и формой закругления конца.
Если проигрывание грампластинки будет производиться иглой, не соответствующей канавке, она может начать скрести по дну канавки, либо выскакивать из канавки на громких местах, что приводит к разного рода искажениям и шумам.
Игла должна быть либо алмазной, либо сапфировой – корундовые иглы сипят.
Ранее, лет десять назад, фирмы выпускали целые наборы игл для проигрывания разных грампластинок. Сейчас купить такой набор сменных игл практически невозможно. Ценность такого набора так же заключается в том, что шаг изменения диаметра иглы в наборе порядка пяти микрон. Поскольку стенка канавки грамзаписи изношена неравномерно, можно, подбирая диаметр иглы, найти часть поверхности стенки канавки, меньше всего подвергшуюся разрушению при проигрывании, и, таким образом, избежать значительной части искажений и шума.
Очень важно правильно установить грампластинку на диск проигрывателя. Почти все грампластинки имеют небольшой эксцентриситет. Особенно он сказывается на высоких скоростях вращения. Это приводит к появлению эффекта вау-вау и изменению в процессе проигрывания давления на правую и левую стенки канавки. Кроме этого, некоторые грампластинки эллиптичны. Если эксцентриситета можно все-таки избежать, совместив центр спирали канавки грампластинки с центром вращающегося диска проигрывателя, то эллиптичность – неустранимый дефект. Уменьшить ее влияние можно только изменением положения грампластинки на вращающемся диске, так, чтобы поперечный ход тонарма в процессе проигрывания был минимальным.
Патефонные и граммофонные пластинки часто имеют сколы и выбоины, образовавшиеся в результате падения головки звукоснимателя патефона на поверхность пластинки. При проигрывании такой дефект может вырвать иглу и повредить головку проигрывателя. Поэтому такие сколы и трещины необходимо заделать маленькими кусочками пластилина, и под микроскопом прорисовать канавку, чтобы избежать перескакивания иглы. Непосредственно перед проигрыванием пластинку надо выдержать пару часов в холодильнике. Такую пластинку удастся проиграть только два-три раза. Если этого проигрывания окажется недостаточно, пластилин надо аккуратно удалить, при помощи кисти и тампонов смыть под микроскопом остатки пластилина бензином, и снова заделать трещины.
После проигрывания кусочки пластилина также необходимо удалить и под микроскопом промыть это место бензином, как описано выше.
Особый интерес представляет работа с граморигиналами. Если в процессе гальванического копирования и хранения не была нарушена технология – срок их жизни почти не ограничен. Мне встречались граморигиналы, выращенные в начале XX века, и не имеющие на поверхности никаких намеков на свой почтенный возраст. Однако, если влажность, состав воздуха и температура при хранении будут не соответствовать условиям на поверхности оригинала – начнется коррозия. Также это связано с чистотой металла, из которого изготовлен оригинал. В результате коррозии на поверхности оригинала возникают раковины и наросты. Их видно невооруженным глазом как черные точки, царапины и зеленоватый налет, внешне похожий на плесень. Хорошо сохранившийся граморигинал на вид – глянцевый, без матовых пятен, с ярким металлическим блеском, характерным для полированного никеля или хрома. То же касается и медных оригиналов.
Поврежденные коррозией оригиналы необходимо перед проигрыванием отреставрировать. Перед началом работы придется под микроскопом удалить все наросты, последовательно промыть оригинал очищенным керосином, бензином и спиртом, протирая его щеткой из натурального волоса. Далее придется снять гальванокопию, и уже на ней под микроскопом удалять все наросты (то есть негативные образы раковин). С полученного оригинала (или нечетной копии оригинала) снимается гальванокопия, которую и надо использовать для проигрывания. Работа по гравировке граморигинала требует высокой квалификации, поэтому её лучше поручить специалистам. При неумелом обращении с граморигиналом его можно испортить. Станки для гравировальных работ есть на любом заводе, где имеется оборудование для мастеринга и изготовления грампластинок. После работы гравера в местах дефектов останутся небольшие цики и шики, но можно гарантировать, что игла не сломается и головка проигрывателя не будет повреждена. Небольшие шумовые дефекты звучания можно удалить потом, в процессе электронной обработки звука.
При работе с граморигиналами их необходимо особо тщательно помыть перед транскрипцией. Мытье проводится в три этапа – сначала очищенным керосином, затем бензином и окончательно – спиртом или ацетоном. Дело в том, что скопившийся на их поверхности битум и смазка мгновенно забивают иглу проигрывателя, что приводит к потере высоких частот и провалам в звучании. Граморигиналы можно также чистить спреями и водорастворимыми резинами, предназначенными для чистки грампластинок. Давление иглы при проигрывании должно быть (как это не прискорбно) максимально возможным. Современные головки звукоснимателей, как правило, допускают давление от 2 до 9 грамм. Следует внимательно изучить спецификацию, и установить давление на максимальное значение, допустимое для данного типа головки и иглы. Это обеспечит наилучший контакт иглы с поверхностями стенок канавки – тем самым мы добьемся минимального значения гармоник и искажений в процессе транскрипции.
Неровные грампластинки необходимо прижать грузом к поверхности вращающегося диска проигрывателя. Это позволит уменьшить неравномерность скорости движения иглы.
Благодаря большой длине тонарма профессиональные проигрыватели практически не нуждаются в регулировке противоскатывающей силы, поскольку при увеличении расстояния от точки опоры тонарма до иглы звукоснимателя уменьшается значение скатывающей силы. В ди-джейских проигрывателях с S-образной формой тонарма противоскатывающую силу необходимо устанавливать, исходя из значения давления на иглу и скорости вращения диска.
Рекомендуется регулярно осматривать конец иглы в 20-кратную лупу. В случае накопления пыли и грязи, их необходимо аккуратно удалить специальной щеточкой. Во избежание повреждения иглодержателя движения щетки при чистке должны быть направлены вдоль линии движения иглы при проигрывании.
При транскрипции очень важно контролировать процесс в наушниках, поскольку частенько происходят мгновенное забивание и самоочистка иглы, напоминающие на слух шорк длиной от 0,1 до 2…3 секунд. Чтобы убедиться в том, что это не дефект самой пластинки, такое место нужно прослушать несколько раз, запомнив по тайм-коду, в какой именно момент он прозвучал. Если в разных дублях начала шорка по времени не совпадают, значит, смещается комок стружки или пыли – и это именно грязь, а не дефект пластинки. В таком случае необходимо еще раз выполнить чистку пластинки и иглы. В редких случаях, когда вычистить это место не удается, надо сделать несколько дублей, в которых шум явно смещен по времени, и смонтировать годные куски при дальнейшей реставрации.
Несомненно, что рекомендации по коммутации предназначенного для транскрипции студийного оборудования, описанные в предыдущей части статьи, в полной мере относятся и к случаям перезаписи с граморигиналов и грампластинок.
При реставрации грамзаписи и тонфильмов для дальнейшего тиражирования на современных материальных носителях звукозаписи, я не рекомендую использовать on-line системы. Дело в том, что при реставрации таких записей большая часть шума и помех носит импульсный характер. Если принять во внимание то, что качественный состав такого рода помех практически плавно переходит из одной группы в другую (по классификации, предложенной в выше) – настройка on-line систем будет крайне сложна. Для качественной настройки таких систем потребуется многократное проигрывание оригиналов, а это не идет им на пользу. Да и постоянная проверка чистоты конца иглы и, в случае необходимости, чистка, будут занимать очень много времени.
Если, все-таки, есть желание использовать on-line системы, рекомендую, тем не менее, изготовить рабочую копию, а уж затем использовать её в качестве источника оригинального звука в работе системы.
Тщательность и предельная внимательность на этапе транскрипции позволит получить наиболее качественный результат по окончании всего процесса реставрации.
Реставрационная работа требует колоссальной усидчивости и кропотливости. Именно от накопления компромиссов на каждом этапе зависит качество звучания фонограммы после реставрации. Причем, на каждом последующем этапе улучшить качество звучания все труднее и труднее – вот почему именно на начальных этапах работы необходимо проявить максимум бескомпромиссности и внимания.
Именно такой подход к реставрации позволит слушателям насладиться старыми фонограммами во всем богатстве их звучания.

Источник - интернет.


Post by AnaToliK
При необходимости обновления ссылок на мои релизы, пишите в личку
If you need to update the links to my releases, write me a personal message.
Please wait. All links will be restored.
Ответить

Вернуться в «Технодром»