VA - На заре кровавой битвы

Ответить
paszek
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 05 май 2021, 00:18
Благодарил (а): 325 раз
Поблагодарили: 8 раз

VA - На заре кровавой битвы

Сообщение: # 52018Сообщение paszek »

На заре кровавой битвы - 2014

Изображение

Дождавшись, когда отшумят официальные и пафосные мероприятия, приуроченные к 100-летию начала Первой мировой войны, творческое объединение «Красный матрос» без шумихи и помпы выпускает музыкальный альбом «На заре кровавой битвы». Пластинка представляет собой попытку реконструкции музыкального фона, в котором жила столица империи в последние мирные летние дни 1914 года. Те самые, после которых… «завтра была война».

Сразу оговоримся: в данном случае речь не идет об очередном перепеве в стилистике «Старых песен о главном». Записанный для альбома музыкальный материал – не ремейки и не кавер-версии, а песни и инструментальные композиции, тщательно отреставрированные и восстановленные по лекалам подлинных нотных изданий начала прошлого века. Таковые ноты сыскались в архиве идеолога проекта – Михаила Сапего, который на протяжении многих лет собирал их по «скупкам», «блошкам» и «старым книгам».

Лишь поверхностно владеющий нотной грамотой Сапего поначалу коллекционировал старые ноты как арт-объекты и носители текстовой информации. Но с годами все более усиливалось желание «расшифровать» отдельные жемчужины своей коллекции и услышать их максимально близкое к подлинному звучание.

Именно по причине соблюдения «чистоты жанра» альбом записывался исключительно вживую и на «живых» инструментах. Никакого электричества и компьютерных прибамбасов. Всё как тогда: салонное фортепиано, цыганская семиструнка, фабричная гармошка, армейские духовые, крестьянские гусли… В общем, альбом «На заре кровавой битвы» позволит слушателю оценить как жанровое многообразие (от мелодекламации до народных новин; от кафешантанных куплетов до салонных вальсов и жгучего танго), так и градус и уровень тогдашних музыкальных вкусов. Здесь важная оговорка: вкусов не снобов и эстетов, но… обывателей.

Так уж сложилось, что во всем так называемом цивилизованном мире обыватель – фигура по преимуществу презираемая. Принято считать, что природа его примитивна и скучна в сравнении с каким-нибудь пассионарием или «делателем-чего-либо». Не случайно огромное количество произведений мировой культуры как раз и строится на противопоставлении героя-одиночки (творческой единицы) и толпы бестолковых (бездеятельных) обывателей.

Однако авторы данного проекта считают, что заблуждение такого рода происходит исключительно из-за разности «тиража» одних и других. Ну сколько, к примеру, в декорациях начала ХХ века, половых или извозчиков приходилось на одну суфражистку? Или, пуще того, воздухоплавателя? А простой человек - он повсюду. Он до поры до времени всего лишь толпа. И только когда по-настоящему припрёт, он – народ. Он – «братья и сестры»…

Ну а пока рак на горе не свистнул, живут (и ныне живём) кто во что горазд. И у каждого свое, уж какое ни есть, житие-бытие. Своя мечта-идея. Своя мелодия и своя песня. Та самая песня, что – сообразно принадлежности, норову ли, случаю ли? – что много раньше, что «на заре кровавой битвы» столетней давности, служила для наших пращуров: и отдушиной, и попыткой эскапизма, и защитой. Вслушайтесь в такую песню – и заблуждение о том, что в мире обывателя ничего не происходит, улетучится как дым: взгляд созерцательный обнаружит в «евойном нутре» бездну страстей и переживаний.

А уж в начале 1910-х годов в истории страны поводов к таковым «страстям» сыскивалось преизрядное количество. Записанные для альбома песни лишний раз доказывают, что обывательская душа живуча и в нищих городских трущобах, и в декадентских салонах, и в негостеприимных тайгах Сибири, и на полях сражений. Живуча, постоянно рвется куда-то и находит свое отражение хотя бы и в этих, зачастую весьма наивных и незатейливых песенках и мелодиях. Словом, «Красный матрос» представляет на суд слушателей все то, что музыкально потреблялось (пелось, исполнялось, подо что танцевалось) в России накануне Первой мировой войны.

В данном случае глагол «потреблялось» вовсе не играет на принижение, ибо «потребление» – есть одна из важнейших культурных функций обывателя. Творец без аудитории, создатель, чье изобретение не принято на вооружение и не используется, он все едино – вне культуры. Тогда как обыватель, потребляя, попутно (подспудно) занимается распространением и сохранением культуры, ее «консервацией». Не случайно выдающийся русский композитор Валерий Гаврилин в своих дневниках назвал музыку «консервами из чувств и переживаний». И в таком контексте альбом «На заре кровавой битвы» – это и есть консервы вековой давности, прежде чем вскрыть которые авторам понадобилось несколько лет искать (и находить) оригинальные нотные издания тех лет, а затем, используя талант и отзывчивость многочисленных друзей, оживлять, предоставляя исключительный шанс на второе рождение этим основательно подзабытым ныне песням.

Как и в случае с предыдущим музыкальным проектом «Красного матроса», в записи альбома приняли участие профессиональные музыканты и исполнители ("Терем-квартет", Елена Васильева, Наталья Михайлова, Денис Розов, Ольга Гайдамак и проч.) и представители иных творческих профессий: актеры (Геннадий Скарга, Варвара Чабан), художники (Владимир Шинкарев, Гавриил Лубнин). От рок-сообщества выступили музыканты групп «Аквариум», «Вереск» и «Фома Егорыч Band». Поучаствовали в записи и радиоведущие популярной интернет-радиостанции «Fontanka.FM» Женя Глюкк и Дмитрий Филиппов, безупречно отработавшие в таких сложных музыкальных жанрах, как шансонетта и мелодекламация.

В общей сложности в альбом вошли 22 композиции. Из них лишь несколько относительно благополучно пережили смутное столетие и изредка нет-нет да и звучат в репертуаре современных исполнителей. Подавляющее же большинство записанного песенного материала к настоящему времени было плотно и, казалось бы безнадежно, забыто.

Ну да… Хорошо, что ноты, равно как и рукописи, не горят.

Игорь Шушарин, "Фонтанка.ру"

Содержание:

01.Intro. Воспоминание о Титанике - Андрей Суротдинов
02.Колокольчики - Терем-квартет
03.За то ручаться не могу - Геннадий Скарга
04.Коля и Оля - Женя Глюкк
05.Пускай могила меня накажет - Варя Чабан
06.Не говори, что молодость сгубила - Владимир Шинкарев
07.Гусары - Ольга Гайдамак и Александр Леонов
08.Под знойным небом Аргентины - Максим Жерновой
09.Разведенная жена - Александр Смирнов
10.Голь перекатная - Андрей Фомин
11.В рудниках Сибири дальней - Александр Леонов
12.Братья, рюмки наливайте - Гаврила Лубнин
13.Она пришла ко мне такая белая -Дмитрий Филиппов
14.Пупсик-вальс - Александр Барсуков
15.Панама - Наталья Михайлова
16.Улица - Фома Егорыч Big Band
17.Пупсик-марш - Денис Розов
18.Последний нынешний денечек - Максим Анухин
19.Благодарю покорно - Геннадий Скарга
20.Спи, малютка - Елена Васильева
21.Вы просите песен - Алексей Зубарев
22.Coda. На заре кровавой битвы - Илья Карташов

Download
Ответить

Вернуться в «Chanson (mp3)»