Električni Orgazam

информация об исполнителях из бывшей Югославии
Ответить
Аватара пользователя
Antiquar
Администратор форума
Сообщения: 16149
Зарегистрирован: 26 ноя 2020, 18:32
Откуда: Москва, Россия
Благодарил (а): 3871 раз
Поблагодарили: 160085 раз

Električni Orgazam

Сообщение: # 38540Сообщение Antiquar »

afbb44eda221e1b46dd0e7c2499aeabb.jpg
afbb44eda221e1b46dd0e7c2499aeabb.jpg (82.91 КБ) 978 просмотров
Во времена новой волны Белград – перефразируя один из лозунгов с демонстраций 90-х – был МИРОМ. Не только его взгляд (и взгляд Загреба) был устремлен к западным столицам, но и упомянутые столицы демонстрировали ответный интерес. Например, Крис Бон, журналист «Нью мюзикл экспресса», объявил «Электрический оргазм» одной из самых возбуждающих небританских групп того времени, так что, благодаря столь высокой оценке, часть тиража первого альбома «Оргазма» можно было приобрести и в Англии. Кроме того, «Идолы», после альбома «Odbrana i poslednji dani», по результатам голосования семи европейских изданий заняли четвертое место в списках самых интересных европейских авторов-исполнителей (впереди них «Йелло», «Депеш мод» и Фалько).

«Электрический оргазм», между прочим, - первая белградская группа новой волны, записавшая и выпустившая альбом. До этого три их песни – «Крокодилы наступают», «Золотой попугай» и «Вы» - появились на пластинке «Paket Aranžman» (1981), которая считается ключевой в истории белградской новой волны и на которой, кроме «Оргазма», находятся песни «Идолов» и «Шарло акробата». «Paket Aranžman» также вошел в историю югославской дискографии как образец невероятной «надменности и профессиональной слепоты», по безошибочному определению Александра Жикича. Речь о том, как PGP RTB, пред ясны очи которой предстали все эти три группы… отдала их своему прямому конкуренту – загребскому «Юготону». Так три самых серьезных белградских коллектива новой волны дебютировали под загребским лейблом!
Интересно, что решение об организации панк-группы, которая получит известность под названием «Электрический оргазм», было принято ее будущими участниками на концерте джаз-рокового ансамбля «Хлеб и соль». Произошло это в январе 1980 года, а договор скрепили Срджан Гойкович Гиле (род. в 1961 году в Белграде), тогдашний барабанщик группы «Hipnotisano pile», Любомир Йованович Йовец (гитарист «HP») и клавишник Любомир Джукич (старший брат Звонимира Джукича, который несколько лет спустя станет лидером «Ван Гога»). Через четыре с небольшим месяца после образования у «Электрического оргазма» случилось первое выступление в малом зале Студенческого культурного центра (SKC). Понятно, что на этом концерте они выступали в качестве предгруппы, но необычно то, что предгруппой они были у «Hipnotisano Pile», то есть – у себя самих. Впервые появившись под новым названием, состав выглядел следующим образом: Гиле был певцом и гитаристом, Йовец восседал за барабанами, Люба единственный сохранил за собой прежний инструмент; басисткой стала Марина Вулич, а вторым гитаристом – Горан Синадинович. Как выяснится, Синадинович во всей этой истории был фигурой проходной, очень скоро он исчезнет. С другой стороны, появляется барабанщик Горан Чавайда Чавке (род. в 1962 в Белграде), который наряду с Гиле станет весьма немаловажным участником группы. С приходом Чавке Йовец снова прикомандирован к гитаре.
Не только ранние песни «ЕО» были панк-роком, но и сама группа вела себя, назовем это так, бескомпромиссно. Иногда эта репутация крепла волею случая, как это, например, произошло на фестивале «Омладина» в Суботице. «Когда мы вышли, - рассказывал Гиле «Джубоксу», - я начал скакать с одного уровня сцены на другой. Я же знал, что мы «Электрический оргазм» и всегда им были. Так что от нас вряд ли можно было ожидать что-то от парадного оркестра. Я повалил микрофон, а барабанщик заехал по тарелке, так что она слетела и разнесла какую-то цветную хрень из лампочек и фонарей. Все перестало работать. Когда мы сошли со сцены, все нас материли и поминали про какие-то миллионные убытки. (…) На пост-пати я разошелся – взял бутылку с минералкой и поливал все вокруг себя. Эти истории из Суботицы потом приобрели грандиозный размах – мы чуть ли не с ножами выскочили и стали резать шнуры, ломали микрофоны, разбивали прожектора…»

Дебютный альбом «Электрического оргазма», вышедший в 1981 году на «Юготоне» под одноименным названием, также разрывался от панковской энергии и изливался воем против тирании. Песня «Небо» включала в себя такие строчки:
«Мое небо опутали проволокой/В моем мозгу чертят схемы/Хочешь еще одну копию/Чтобы вернуться к исчезнувшим временам».
К сожалению, хотя в период ново-волновой эйфории многие уверовали, что деспотизм в прошлом и достаточно еще нескольких таких оплеух, чтобы его разнести, выяснилось, что он еще только наступает.
После первого альбома и единственной персональной перемены – вместо Марины Вулич в группу пришел Йован Йованович Гроф – «Оргазм» едет в Польшу, отыграв там пять концертов. Раскованность польской публики, которая еще жила в коммунистическом каземате и не имела особых шансов увидеть рок-концерты, но уже была заражена рок-н-рольным духом, запечатлена на альбоме «Варшава 81», отштампованном ограниченным тиражом в две с небольшим тысячи экземпляров. Сырое звучание этого альбома – запись с обычного магнитофона – не испортило впечатления; наоборот, оно подчеркивало атмосферу и отлично отразило то время, в котором возникло. Следующим альбомом «Lišće prekriva Lisabon» (1982), названный по любовному роману Барбары Картленд, «Оргазм» начал целую серию удачных стилевых перемен и обратился к психоделии. Потом был записан альбом «Популярные песни» («Les chansons populaires», 1983), с более привычным рок-саундом и каверами на бриллианты других авторов: Дэвида Боуи («The man who sold the world», ее исполнил Люба, который время от времени пел ведущие партии), «Роллинг Стоунз» («Citadel»), «Дорз» («When the music’s over»), «Ти-Рекс» («Metal guru») и др. Самая «заслушанная» песня с этого альбома – и один из концертных «фаворитов» на долгие годы – это обработка танцевального хита из 1962 года «Loco-motion».

Очередным альбомом «Kako bubanj kaže» «Оргазм» продемонстрировал намерение, как любят писать критики, заниматься в будущем КЛАССИЧЕСКИМИ РОК-ОБРАЗЦАМИ. Незадолго до записи альбома их покинул Йовец, а после выхода диска – и Люба с Грофом. В конце концов, группа стабилизировалась в составе, куда, кроме Гиле и Чавке, вошли великолепный гитарист Бранислав Петрович Банана и басист Зоран Радомирович Шваба. Этим составом был записан великолепный альбом «Distorzija» (1986), опирающийся на звучание «Роллинг Стоунз» 70-х годов (периода Мика Тейлора, одного из самых утонченных британских гитаристов всех времен). Стилистически выдержанный и совершенный, с такими хитами, как «Ja sam tezak kao konj» и «Debela devojka», этот альбом возвел группу в категорию наиболее коммерчески успешных. В «Дисторшне» «Оргазм» впервые действовал слаженно как американские «морские котики», и Гиле, в интервью для журнала «Рок», остроумно и точно отметил, что новый состав собрался «по воле судьбы, а не по объявлению». Прав был и рок-критик Любо Трифунович, который, назвав «Дисторшн» альбомом гола, констатировал: «Срджан Гойкович, наконец-то, дождался реально адекватного состава для своего «Электрического оргазма», который не только в точности репродуцирует его идеи, но и живет ими и в них». Описывая «Дисторшн» как, возможно, «один из ключевых альбомов в деле выживания рок-н-ролла в этой стране», Трифунович приходит к выводу, что «Оргазм» «утвердили себя как одна из самых крепких белградских рок-групп всех времен».
Любо Трифунович не мог знать, что времени для рок-н-ролла осталось не так уж много, и что название нового – и самого большого – хита «Оргазма» «Рок-н-ролл играют во всей Югославии» будет актуальным всего лишь несколько лет. Эта вещь вошла в альбом «Letim, sanjam, disem», выпущенный в 1988 году (первый для PGP!). Пластинка сделала ансамбль одним из немногих действительно популярных в стране, и одновременно мишенью для некоторых видных рок-критиков, которые углядели в «Letim, sanjam, disem», и в «Igra rock’n’rol cela Jugoslavija» особенно, опрощение того, чем группа занималась до этого, и как расчетливый ход, к чему Гиле прежде не был склонен. Его упрекали в банальности текстов, в исполнении, «неглубоком до безвкусицы», и в расчетливости, с которой сделаны «заводные» моменты в «Игре…», - моменты, путь от которых лежал на стадионы (что и случилось, когда впоследствии они сыграли на Таше) и в банк. Вместе с этим стало явным, что со стилистическими переменами покончено. «Мы не собираемся играть джаз, - говорил Гиле автору книги в те дни. – Я думаю, не стоит ожидать каких-то основательных перемен, подобных тем, что происходили между «Lišće prekriva Lisabon» и «Distorzija». Я не имею в виду, что мы не будем экспериментировать, но «Оргазм» в будущем надо рассматривать предельно просто: как хороший, живой рок-н-рольный бэнд со здоровыми, крепкими и жесткими песнями».

И это было очень точным предсказанием: в 1992 году, после четырехлетней паузы «Оргазм» вернулся, острый как бритва, с альбомом «Seks, droga, nasilje i strah / Balkan Horror Rock», на котором в пяти новых песнях – вторая сторона альбома содержала «живые» версии старых хитов – уверенно, местами даже поразительно, сумел ухватить дух нелегких времен. Причем группа звучала и очень «старинно» и весьма современно – одним словом, совершенно. То же самое происходило на концертах: титульная вещь стала своего рода гимном мрачных лет, - гимном, которому отождествляющая себя с группой публика безропотно подпевала, и часто со слезами на глазах. На внутренней стороне обложки было напоминание, что материал записывался в «военном» 92-м году, и послание: «Пластинка посвящается всем нашим друзьям в Загребе, Любляне, Сараево, с кем у нас нет возможности контактировать. Любящие вас – Банана, Шваба, Чавке и Гиле». Естественно и справедливо, что группа, выпустившая такое послание, относительно скоро получила возможность обновить свои контакты с друзьями. Уже на следующий год «Оргазм» едет в Словению, выступив в Любляне, Мариборе, Копре и Хуме. Если кто-то думает, что Югославия 80-х, во времена новой волны, была сплошным парком отдыха, а муть и отрава 90-х взялась ниоткуда, то им стоит прочитать рассказ Гиле о том визите в Словению. На вопрос журналиста Владимира Стакича, как он пережил поездку туда, Гиле отвечал: «Знаешь, что меня поразило? Меня удивило, чисто с гражданских позиций, то, что происходило, когда мы в первый раз были в Любляне. Тогда еще даже «Paket Aranžman» не вышел. Мы играли в каком-то студенческом помещении и нам кричали что-то вроде: «Сербские свиньи!» (…) Потом, когда мы приезжали в Словению, бывало так, что заблудишься и спрашиваешь у прохожего, как пройти. А он подходит и, слыша, что мы обращаемся на сербском, отворачивается и проходит мимо. (…) А новые впечатления, по крайней мере мои, совершенно иные. Заходишь в универмаг, начинаешь говорить на сербском, и все бог знает как любезны. В ресторане то же самое: «О, вы откуда? Как там в Белграде?». (…) Может, раньше им казалось, что сербы их гонят…»
«Оргазм», кстати, был в числе первых из Белграда, кто после распада Югославии выступал в Хорватии; концерт, который состоялся в загребском клубе «Творница», был отличным, но особенно публику подкупил тот факт, что Гиле был первым сербом, арестованным в Хорватии после войны (тамошняя полиция схватила его за 0,24 гр. героина). Ночь он провел в участке, где – словно из биографии Кейта Ричардса – раздавал автографы полицейским и фотографировался с ними. На следующее утро его отпустили, оштрафовав на 250 немецких марок и оставшись при мнении, что героин был ему подкинут.

В 1994 году «Электрический оргазм» превзошел себя альбомом «Zašto da ne!». Говоря об этой пластинка, «Време забаве», тогдашнее приложение к новостному журналу «Время», а потом и самостоятельное издание, признало ее одной из трех самых главных в карьере коллектива, упомянув о различных богатых влияниях, которые на ней ощущаются, и проводя в этом смысле параллель с блистательным альбомом «Роллинг Стоунз» «Exile on main street». «Весь спектр рок-н-рольной плавильни, - замечает «Време забаве», - обеспечивающий «Оргазму» ту степень энергии, когда без особых дилемм можно делать вывод, что Гиле и компания сегодня представляют собой один из тех редких (профессиональных) рок-оазисов, родники которого все еще чисты и быстры и не испорчены турбо-фолк-техно-дэнс примесями». Заключая, что мы имеем дело с «острым, жестким и эффектным рок-н-роллом, экзекуторы которого явно жаждут крови», «Време забаве» отмечает, что «Оргазм» «радуется каждой ноте и каждому риффу», что «пластинка получилась от общего наслаждения от работы, а не под давлением» и что группа «отправилась в 90-е в стиле 80-х: точно в глаз, без всякого пардону».
После этого альбома ансамбль покидает Чавке. Следующие несколько лет он проведет в «Babe», а также будет выступать на сцене, в теле- и кинопроектах. Будучи тяжело больным, этот необыкновенно милый и умный человек переезжает в Тасманию, где и скончается в 1997 году. После очередных персональных изменений, которые не столь существенны – за исключением возвращения Любы Джукича в 2004 году, - новые альбомы «Оргазма» «A um bum», «Harmonajzer», «To što vidiš to i jeste» не поднялись до высот прежних творений, но им удалось удержаться на вполне пристойном уровне, и, подобно героям Гиле «Роллингам» - у которых они были на разогреве во время белградского «Устье-2007» - остаются группой, в кармане которой лежит аккуратно сложенный рецепт достойного старения.

__________________
yugo45.livejournal.com
При необходимости обновления ссылок на мои релизы, пишите в личку
If you need to update the links to my releases, write me a personal message.
Please wait. All links will be restored.
Ответить

Вернуться в «Југославија»