Smak

информация об исполнителях из бывшей Югославии
Ответить
Аватара пользователя
Antiquar
Администратор форума
Сообщения: 16149
Зарегистрирован: 26 ноя 2020, 18:32
Откуда: Москва, Россия
Благодарил (а): 3871 раз
Поблагодарили: 160111 раз

Smak

Сообщение: # 37407Сообщение Antiquar »

Smak


Smak - lossless
Smak - video

Slobodan Kominac Koma – вокал
Radomir Mihjlovic Tocak – гитара
Misa Nicolic – клавишные
Zoran Milanovic – бас-гитара
Slobodan Stojanovic Kepa – ударные


Легендарная группа Smak была образована в небольшом городке Крагуевац (Сербия) в 1971 году гитаристом Радомиром Михаловичом (Radomir Mihjlovic) по кличке Точак (Tocak) - «Колесо».

В самом раннем периоде этот ансамбль в основном занимался концертной деятельностью и искал свой собственный стиль. Тогдашний репертуар состоял из произведений таких ансамблей, как Santana, Jethro Tull, The Rolling Stones и др. Лидер группы Радомир Михалович (далее Точак) очень быстро заявил о себе, как об одном из самых перспективных и самобытных югославских гитаристов, ориентированных на жесткое и энергичное звучание в роке. Будучи представителем именно югославской рок-сцены, в его игре, тем не менее, угадываются интернациональные блюзовые корни.

В начале 70-х был образован основной состав участников: Точак (гитара), Зоран Миланович (Zoran Milanovic, бас-гитара), Слободан Стоянович Кепа (Slobodan Stojanovic Kepa, ударные). За исключением этих трех музыкантов все остальные участники менялись часто. Лишь в 1973 году появился более-менее постоянный вокалист Борис Аранджелович (Boris Arandelovic), резкий и характерный голос которого можно услышать на всех классических альбомах «золотого» периода. Здесь же оставил свой самый значительный след (вне сольных работ) талантливый клавишник Лазарь Ристовски (Lazar Listovski).

К 1975 году ансамбль выпустил только три сингла, на двух из которых был представлен первый хит – инструментал «Ulazak U Harem». Популярность группы стремительно набирала обороты, и уже в том же, 1975 году, они открывали концерт Deep Purple, проходивший в Белграде. Успех первых синглов и концерта подготовил почву для выпуска первой пластинки-гиганта Smak, ставшего одним из самых продаваемых дисков в истории югославского рока. Всю вторую сторону винилового диска занимала единственная композиция, протяженностью в девятнадцать минут! Несомненно это было самое искреннее и самобытное отдельное произведение в дискографии Smak, рожденное блестящим творческим дуэтом Ристовски-Точак. Данный альбом почти полностью принадлежит прогрессивным территориям в роке.

В начале 1976 года ансамбль совершил поездку в Нью-Йорк, по следам которой был записан документальный фильм «Smak In New York». Турне было приурочено к выпуску нового мини-альбома Satelit. За оставшееся время года Точак успел записать свой первый сольный альбом R.M. Tocak, также имевший большой успех среди любителей гитарного рока.

В 1977 году Лазар Ристовски уступил место другому знаменитому клавишнику по имени Микки Петковски (Miki Petkovski). Именно с ним в Лондоне группа записала свой самый коммерчески успешный альбом Crna Dama («Черная Дама»), после которого группа стала хорошо известна в Восточной Европе. Впрочем, успех был предсказуем: альбом состоял из чрезвычайно красивых, ярких и эффектных композиций. Сохраняя довольно жесткий хард-роковый базис, стилистика ансамбля несколько качнулась в сторону джаз-рока.

В 1978 году новым клавишником стал Тибор Левэй (Tibor Levay). Очередной альбом Stranice Naseg Vremena («Страницы нашего времени») также записывался в Лондоне. И хотя по выразительности представленный материал немного уступал своему предшественнику, несколько классических композиций вытянули эту программу в число лучших работ. Особенно выделялась своей прогрессивной направленностью одиннадцатиминутная пьеса «Ponocni Lovak (Birka 18)», которая закрывала альбом.

Группу заметили не только в странах Восточной Европы, но и на Западе. Был подписан контракт с западногерманской фирмой «Bacillus Bellaphon», после чего были выпущены экспортные версии последних двух альбомов: Black Lady и Dab In The Middle.

Увы, им не удалось закрепить творческий успех. Выпущенный в 1980 году альбом Rock Circus явно был создан в дань моде на «новую волну», проникшую даже в Восточную Европу. Несмотря на хорошие продажи, скучный банальный хард-рок с предельно упрощенными аранжировками и припевными куплетами прямо способствовал быстрому забвению этого проекта. Впрочем, тогда всем вообще было не до музыки: умер президент Югославии – товарищ Тито.

Новый альбом Zasto Ne Volim Sneg («Почему не любим снег») полностью восстановил реноме группы, а многие поклонники считают его завершением «золотого» периода. Дело в том, что этот проект планировался, как очередной сольный альбом Точака, но звукозаписывающая фирма настояла на том, чтобы он был выпущен под маркой Smak. Обернутый в черный конверт, он был посвящен безвременно погибшему брату Точака. Естественно, преобладает грустное, задумчивое музыкальное настроение, которое полностью соответствует лирике.

В первой половине 80-х Точак открыл собственную школу гитаристов, а участники ансамбля занимались сольными проектами. Вообще, в те годы группа значительно снизила свою творческую активность. Отчасти это объясняется творческим кризисом, а отчасти и потерей интереса у публики.

Очередной реюнион состоялся в 1992 году в оригинальном составе 1975 года, снова с Лазой Ристовски на клавишах. Ансамбль успешно концентрировал по Сербии, результатом чего стал первый «живой» альбом odLIVEno, вышедший почему-то только на аудиокассете. В записи поучаствовал один из лучших гармонистов в бывшей Югославии – Пера Джо (Pera Joe).

В 1993 году Точак собрал краткосрочный ансамбль Tek, как со старыми, так и совершенно новыми, неизвестными нам участниками. Вместе они написали музыку к фильму «Byzantine Plavo», которая на одном из конкурсов получила приз как «лучшая звуковая дорожка к фильму». Однако уже через год они решили возвратится к прежнему привычному названию – Smak. Помимо ветеранов Точака и Кепы, в записи нового альбома Биоскоп Fox участвовали молодые музыканты: Деян Стоянович Кепа мл. (Dejan Stojnovic Kepa Jr., второй ударник и сын Кепы-старшего), Деян Найданович Найда (Dejan Najdanovic Najda, вокал), Влада Самаржич (Vlada Samardic, бас-гитара) и Милан Милосавлевич Микица (Milan Milosavlejevic Mikica, гитара).

Четыре года спустя бас-гитарист Влада Самарджич покинул группу, а заменил его Сале Маркович (Sale Markovic), после чего музыканты выпустили еще несколько концертных и студийных альбомов.

Последний на сегодняшний день релиз Egregor характеризуется полным отказом от какой бы то ни было коммерциализации звучания, и возвращает нас к истокам Smak. Сегодня группа исполняет весьма утяжеленный, экспериментальный хард-джаз-рок с упором, естественно, на гитару. Общее впечатление чуть не испортил вокалист, который не столько поет, сколько выкрикивает «Alo» в духе одноименной балластовой песни с альбома Crna Dama.

В целом, группа Smak оставила значительный и яркий след в истории югославского рока.
Фрагмент книги Андрея Гаевского «Рок Восточной Европы»
При необходимости обновления ссылок на мои релизы, пишите в личку
If you need to update the links to my releases, write me a personal message.
Please wait. All links will be restored.
Ответить

Вернуться в «Југославија»