VIS Idoli

информация об исполнителях из бывшей Югославии
Ответить
Аватара пользователя
Antiquar
Администратор форума
Сообщения: 16149
Зарегистрирован: 26 ноя 2020, 18:32
Откуда: Москва, Россия
Благодарил (а): 3871 раз
Поблагодарили: 160084 раза

VIS Idoli

Сообщение: # 37297Сообщение Antiquar »

9ad89fc680fef3c06444a584b62d4938.jpg
9ad89fc680fef3c06444a584b62d4938.jpg (247.13 КБ) 552 просмотра
Лидеры новой волны были людьми творческими и, как правило, высокообразованными. Наверное, ярче всего эта образованность проявлялась у «Идолов», группы талантливых манипуляторов под руководством симпатичного гитариста/певца Владимира Влады Дивляна и вокалиста Срджана Шапера, чей имидж гадкого, но смышленого утенка («сербский Вуди Аллен») представлял, по крайней мере, внешне, противоположность Дивляну. «Идолы» родились из проекта «Дечаци» на излете семидесятых, в период, когда слово «проект» означало полигон для интеллектуальных демонстраций, а не садизм более поздних фолк- и дэнс-звезд, чей мозг по величине не больше засохшей карамельки. «Дечаци» появлялись в молодежной прессе, которая, пусть и под присмотром SSO, была авангардом в завоевании медийных свобод, используя эту прессу, как потом будут использовать и музыку, для манипуляций, авантюр, для розыгрышей, в конце концов. Будущие «Идолы», к примеру, поздравляли женщин с 8 марта своими фотографиями в газетах с надписями «Дечаци» эмансипируют женщин». «Это интересно, - прокомментировал Небойша Крстич в марте 1981 года в «Джубоксе». – Когда люди видят тебя пять раз подряд без всяких на то оснований, они привыкают к тому, что это нормально, что ты им нравишься, и они перестают задаваться вопросом, почему это нравится. Потом все идет легче».

Крстич, кстати, и был автором концепции «Дечац». «Он писал спреем «Дечаци» на стенах, - вспоминал познее Срджан Шапер. – Я и Влада стояли на стреме в ста метрах. Наверное, это были первые граффити в Белграде». Фотограф – и еще одна необычная креативная личность – Драган Папич, с которым «Дечаци»/»Идолы» тогда тесно сотрудничали, в свою очередь, будет утверждать, что это он их «придумал». Как бы то ни было, известно, что «Идолы» не только в начале, но и в течение всей карьеры «использовали прожорливость масс-медиа как трамплин для своего взлета», по меткому определению Небойши Пайкича.

Официальная дата основания «Идолов» - 1 марта 1980 года; это день их первой репетиции. В стартовый состав входили Дивлян (род. в 1958 году в Белграде – ум. В 2015 в Вене), Шапер (1958, Белград), вокалист Небойша Крстич (1957, Белград), басист Зденко Колар и барабанщик Божа Йованович. Дивлян и Колар начали выступать в конце 70-х в группе «Звук улицы», разрывавшейся между джаз-роком и панком, тогда как весь музыкальный опыт Крстича и Шапера сводился к прослушиванию пластинок. В общем и целом, оснований для бодрости было не так уж и много, и если бы не 80-е, не время новой волны, время свободы, неформальных художественных проектов, поисков и провокаций, вероятно, им и в голову бы не пришло создать группу.
На сцене они появились в июне 1980 года в СКЦ, в солянке с другими группами новой волны. В том же году выходит их дебютный сингл с песнями «Retko te viđam sa devojkama» и «Pomoć, pomoć», а уже в 1981 появились на «Paket aranžman» с вещами «Maljčiki», «Schwule Über Europa», «Plastika» и «Amerika». 25 июня состоялся их первый сольный концерт – само собой, в СКЦ. Уже тогда интерес к ним был настолько велик, что билеты у перекупщиков можно было достать с четырехкратной наценкой. Кроме того, список предгрупп был таким, что даже сегодня можно обзавидоваться: Марко Брецель и Фео Воларич (дуэтом), «Безобразно зелено» и «ВИА Талас». «Идолы» были просто неудержимы в 1981-ом, и «Юготон» выпускает их мини-альбом с одноименным названием (не без подколки подписанный «VIS Idoli»). Несмотря на переходный характер – альбом расценивался как затишье перед будущим полновесным и весьма непростым релизом – то была превосходная пластинка, на которой «Идолы» отдали дань «городской романтике», как замечает в своей рецензии «Джубокс», включавшая хиты «Zašto su danas devojke ljute», «Dok dobuje kiša u ritmu tam-tama», «Malena» и два кавера – от Дарко Кралича («Devojko mala») до Чака Берри («Hajde/Come on»).

Летом 1981 года новым барабанщиком становится Кокан Попович. С ним группа записывает студийный альбом «Odbrana i poslednji dani», названный по роману Борислава Пекича (вышел в 1977 году). Семь песен – из тринадцати в целом – были в более-менее привычном формате, который людям понятливым растолковывать ни к чему, Небойша Пайкич и Бранко Вукоевич сделали в «Джубоксе» большущее интервью с «Идолами», не скрывая своего восторга по поводу услышанного. Пайкич назвал материал «блистательным», а Вукоевич писал о «медитативных темах, проступающих в первоклассных поп-мелодиях» и о «крепком рок-н-ролле и сюрреалистических коллажах, где богатство текстовых ассоциаций и аранжировочных решений блестяще дополняют друг друга».

В мае 1982 года альбом вышел на «Юготоне» с обложкой на кириллице и фрагментом иконы Св. Николая. «Джубокс» расценил его как шедевр. Если честно, если бы это не было написано черным по белому, было бы трудно разобрать, каково же точно мнение рецензента (им был Предраг Попович). В статьях и интервью с «Идолами» «Джубокс» словно соревнуется – кто из них умнее или невразумительнее – и все это в подчеркнуто академическом тоне и с навязчивым интеллектуализмом, словно стремясь развеселить читателя, а чаще всего быстро его утомляя. Вукоевич и Пайкич в своих интервью с «Идолами» этого также не избежали, скорее наоборот. Рассматривая абсолютно банальные вещи типа был ли мини-альбом «VIS Idoli» передышкой перед таким трудным альбомом, как «Odbrana», формулировка «тезис о передышке» употреблялась куда серьезнее, чем у Маркса в его тезисах о Фейербахе. Всё в этих интервью пересыпано крупными буквами и великими мыслями; не замедлило появление «проблематизации луминозности» или «джукстапозирования (наложения) конкретных картин на сюрреалистические или ритуальные», не говоря уж о «социалистическом плюрализме». Предраг Попович написал свою рецензию в похожем стиле, так что где-то уже в начале дело доходит до «морального релятивизма» и «этнического субъективизма», а обычные, если не сказать невнятные строчки типа «от того, что я вижу, у меня иногда перехватывает дух/остается находиться там, где я есть» истолковываются, как «тема краха и конца, угроза и предчувствие неосознанной опасности». Это было тем удивительнее – и бессмысленнее, - если принять во внимание, что на диске были по-настоящему неординарные стихи («кто-то думает моими мыслями/кто-то поет моим голосом» из песни «Senke su drugačije»), которые прошли мимо Поповича, но которых вполне хватило бы, чтобы альбом похвалить.

В голосовании критиков в «Джубоксе» по итогам 1982 года «Odbrana» стала пластинкой года, а «Идолы» - группой года. Более того, в последующие десятилетия «Odbrana» признавалась различными голосованиями лучшим югославским альбомом всех времен, включая книгу Данило Штрбаца и Душко Антонича «YU 100: лучшие альбомы югославской рок- и поп-музыки», в которой приведены результаты самого амбициозного голосования подобного типа, при участии почти семидесяти журналистов, критиков, музыкантов, композиторов, писателей, театральных и кинорежиссеров, фотографов, драматургов и других людей, так или иначе близких музыке рок. И действительно, «Odbrana» - с массой оговорок, разумеется, - стала югославским «Сержантом» Пеппером» (антологический альбом «Битлз», многими признается лучшим в истории рок-музыки). Подобно «Пепперу», «Odbrana» - вызывающая, многослойная пластинка, социальное значение которой тождественно музыкальному и чьи многочисленные и богатые отсылки и измерения (рождение и смерть, идеология и религия) нелегко перечислить в нескольких словах. Но о некоторых вещах надо упомянуть, хотя бы кратко.
Во-первых, Влада Дивлян совершенно прав, когда говорит, что это предтеча того, что много позже будет называться world music. Далее, верна и его констатация факта, что «Odbrana» была первой пластинкой, которая так или иначе занималась православием и была выпущена в Восточной Европе. «Тогда в Югославии хождение в церковь несло в себе некоторый элемент гражданского неповиновения», - рассказывал Дивлян в марте 2002 года в спецприложении, которое журнал «Репортер» посвятил альбому. «Эти походы, - продолжает Влада, - стали превращаться в таинство, особенно в праздники». В том же приложении Срджан Шапер подтвердил, что на «Идолов» повлияли три иеромонаха – Ириней, Анастасий и Амфилохий. По словам Шапера, эти три священника олицетворяли «связь с другим отношением к церкви, что открывало возможность для более интеллектуального отношения с религией».
В любом случае, в начале 80-х, непосредственно после смерти Тито, новое «открытие» религии у сербов не имело того брутального и упрощенного вида, каким стало в конце десятилетия и, тем более, в 90-е. Бдения у Соборной церкви собирали высший свет и были не лишены изысканности, а попы еще не стали символами нового национализма, шовинизма и прочих разновидностей упадка. Отсюда только на вид парадоксальное увлечение православием, что у «Идолов» было гражданским неповиновением отмирающему титоизму.
И все же религия с ее обрядами – как это видно по обложке, нескольким песням и каждению в белградском Дворце молодежи перед концертом «Идолов», которое провела драматург Биляна Максич, - представляла, так сказать, лишь одну фазу в целой череде отсылок или, если хотите, провокаций. Нельзя недооценивать и той искусности и рафинированности, с какими «Идолы» - иногда просто, но никогда не опускаясь до банальности – повествуют о югославском политическом гермафродитизме (распятость между Востоком и Западом) и недоделанном социализме Тито. «До появления «Идолов» никто так – в поп-формате! – не пел о социализме», - говорит журналист Горан Тарлач, который готовит к выпуску книгу об этой необычайно важной группе. – «Некоторые считают, что, скажем, «Мальчики» - это феноменальное паясничание, в котором проявляется двойственность: русофобия и русофилия. Политическая провокация существовала и до «Идолов», но человек на море не может слушать «Панкрти» и отдыхать. То, о чем пели «Идолы» и что было под запретом в социалистической системе – православие, антикоммунизм, очарование Германией и Америкой, культ вождя, как с Тито, Сталиным или Гитлером – было упаковано в великолепные, простые поп-мелодии».
После «Odbrana I poslednji dani» у Зденко Колара появилась возможность узнать кое-что о национальной обороне (ONO), поскольку он ушел в армию (JNA). Заменил его Бранко Исакович, который до этого играл в «Сунцокрете» и «Бульваре». Потом «Идолы» отправились в Лондон и записали там полу-удачный альбом «Čokolada», на обложке которой девочка с шоколадкой «Сека» (производства «Звечево», если кто помнит). На альбоме есть небольшие, но симпатичные вкрапления (например, в композиции «Я здесь» использованы несколько строчек из хита Миши Ковача «Proplakat će zora»), а заглавная песня стала одним из величайших хитов группы. Несмотря на это, «Идолы», истощенные внутренними противоречиями, через год после выхода «Шоколада» распались. Последний концерт состоялся в конце марта 1984 года в Любляне, а последней пластинкой, вышедшей под названием коллектива, был диск с музыкой к фильму «Шесть дней июня» (сценарий Небойши Пайкича, режиссер – Динко Туцакович), выпущенный в 1985 году.

__________________
yugo45.livejournal.com
При необходимости обновления ссылок на мои релизы, пишите в личку
If you need to update the links to my releases, write me a personal message.
Please wait. All links will be restored.
Ответить

Вернуться в «Југославија»