Czesław Niemen

Информация об исполнителях из Польши
Ответить
Аватара пользователя
Antiquar
Администратор форума
Сообщения: 16149
Зарегистрирован: 26 ноя 2020, 18:32
Откуда: Москва, Россия
Благодарил (а): 3871 раз
Поблагодарили: 160087 раз

Czesław Niemen

Сообщение: # 37229Сообщение Antiquar »

Czesław Niemen (1939-2004)

Чеслав Немен - дискография

Dziwny Jest Ten Swiat - 1967
Sukces - 1968
Czy Mnie Jeszcze Pamietasz - 1968
Niemen Enigmatic - 1969
Niemen - 1970
Niemen Vol. 1 - 1972
Niemen Vol. 2 - 1972
Strange Is This World - 1972
Ode To Venus - 1973
Russische Lieder - 1973
Mourner's Rhapsody - 1974
Niemen Aerolit - 1974
Katharsis - 1976
Idee Fixe - 1978
Postscriptum - 1980
Terra Deflorata - 1989
Spodchmurykapelusza - 2001

Czesław Niemen (Рок-энциклопедия. От A до Z)

Статья - Czeslaw Niemen. Да кто он такой, этот Немен?
327ade4adfcd.jpg
327ade4adfcd.jpg (111.39 КБ) 2017 просмотров
001dd949d80e.jpg
001dd949d80e.jpg (41.84 КБ) 2013 просмотров
06362c4547eb.jpg
06362c4547eb.jpg (64.26 КБ) 2013 просмотров
dfe69e939cba.jpg
dfe69e939cba.jpg (95.56 КБ) 2013 просмотров
При необходимости обновления ссылок на мои релизы, пишите в личку
If you need to update the links to my releases, write me a personal message.
Please wait. All links will be restored.
Аватара пользователя
vagabondo
Сообщения: 563
Зарегистрирован: 29 ноя 2020, 18:15
Откуда:
Благодарил (а): 12 раз
Поблагодарили: 4605 раз

Re: Czesław Niemen

Сообщение: # 37231Сообщение vagabondo »

Вышел т.н. официальный бутлег с концертными записями Чеслава Немена 1984-86 гг.
(
http://www.fan.pl/shopping/pe.php?id=1644181&oknrt=1644181&fullnotes&qt=Czes%B3aw_Niemen_Terra_Deflorata_-_Koncert)
b2d8d89a1b7f.jpg
b2d8d89a1b7f.jpg (30.44 КБ) 2014 просмотров
Terra Deflorata - Koncert
Live from 1984 and 1986

CD1
01. Pantheon
02. Klaustrofobia
03. Amen
04. [Zapowiedź I Powitanie]
05. Spojrzenie Za Siebie
06. [Zapowiedź]
07. Status Mojego Ja
08. [Zapowiedź]
09. Terra Deflorata
10. Sen Końca I Początku
11. Etiuda Rewolucyjna Chopina
12. Hymn O Miłości Wg. Św. Pawła
13. Jednego Serca
14. Pieśń Wojów

CD2 Bonus disc: Live in Berlin (fragmenty)
01. Klaustrofobia
02. From Cain On (Począwszy Od Kaina)
03. Antropocosmicus
04. Zezowata Bieda
05. Sen Końca I Początku
06. Jednego Serca
07. Ucieczka
08. Studnia
Аватара пользователя
WHITE BEAR
Сообщения: 151
Зарегистрирован: 02 дек 2020, 16:04
Откуда: Краснодарский край, пос. Новоберезанский
Благодарил (а): 96 раз
Поблагодарили: 1155 раз

Re: Czesław Niemen

Сообщение: # 37239Сообщение WHITE BEAR »

Czeslaw Niemen

БИОГРАФИЯ ЧЕСЛАВА НЕМЕНА

Чеслав Немен (Czeslav Niemen; настоящее имя - Чеслав Юлиуш Видржицки; Czesław Juliusz Wydrzycki, 1939 - 2004) - выдающийся польский музыкант популярный во многих странах мира, певец и композитор, поэт, продюсер, мульти-инструменталист и аранжировщик, художник и скульптор, основоположник польской рок-музыки, польского биг-бита и высоко-художественной альтернативной музыки. Его имя - одно из самых ярких и знаменитых имён польской эстрады. Чеслав Немен создал уникальный сплав арт и прогрессив-рока, славянского фольклора, ритм-энд-блюза, авангардного джаза, биг-бита и рок-н-ролла, фьюжн, соул, фанка, электронной авангардной музыки и психоделического рока. Стиль его пения и игры на органе, ставшие главным залогом его успеха, слушатели и специалисты-критики считают новаторским, уникальным и самобытным.

Он один из немногих музыкантов, пробившийся и добившийся из-за "Железного Занавеса" большого признания на Западной и Восточно-европейской сцене, неоднократно выступал с гастрольными турами по США, долгие годы был культовой фигурой для большинства меломанов стран "Соц. лагеря", а его альбомы до сих пор остаются превосходными образцами самоценной музыкальной мысли и входят во многие частные коллекции. Чеслав Немен - родился 16 февраля 1939 года на Белорусской земле, недалеко от города Гродно, в деревне Старые Василишки Лидского района, Гродненской области. На тот момент, село Старые Василишки ещё относилось к территории Польши, но вскоре, после пакта Молотова-Риббентропа 23 августа 1939 года, эта территория (так называемая Западная Беларусь) отошла в состав СССР, и была присоединена к Белорусской ССР. Здесь, в селе Старые Василишки, на берегу Немана, всегда пели старинные русские, белорусские, украинские и литовские песни. Семья Видржицки была музыкальной, ещё ребенком Чеслав начал изучать основы музыки. Навыки прививал ему отец - настройщик музыкальных инструментов и организатор местного хорового коллектива, а так же талантливая родная старшая сестра, игравшая на многих музыкальных инструментах. Учился Чеслав в обычной советской школе и по собственному признанию, в юности полюбил поэзию Михаила Лермонтова и Сергея Есенина. Уже в возрасте 9-ти лет Чеслав начал петь в церковном хоре местного католического костёла, поражая односельчан силой и красотой своего детского альта, а после окончания общеобразовательной школы, с 1954-го года стал обучаться в Педагогическом Музыкальном Лицее в городе Гродно, по классу баяна и домры. Окончив Гродненский Музыкальный Лицей в возрасте 19-ти лет, Чеслава вскоре должны были призвать на службу в Советскую Армию, однако его отец, который во время Второй Мировой войны воевал в рядах Польской "Армии Крайовой" (позднее признанной советскими властями якобы "пронационалистической и преступной"), во избежание возможной высылки-депортации за Урал решает воспользоваться приглашением тогдашнего коммунистического лидера Польши Владислава Гомулки, пригласившего всех бывших репатриантов живших на прежних польских землях, переехать из Западной Беларуси в Польшу и в 1958-ом году семья Видржицки покидает СССР, и переезжает на постоянное местожительство в Польскую Народную Республику (ПНР), поселившись в крупном портовом городе Гданьске. В том же году Чеслав Юлиуш Видржицки поступил в Высшую Музыкальную Школу города Гданьска по классу фагота и других музыкальных инструментов. Уже в то время, он начал сочинять свои первые музыкальные произведения, активно поглощая необходимую для начинающего музыканта информацию из всех доступных источников – от записей "народных" коллективов, до музыкальных передач запрещённых западных радиостанций (благо запрет на трансляции этих радио-станций на территории Польши был не столь тотальным, как к тому времени это было в СССР - введены "глушилки" и т.д.). В Гданьской Высшей Музыкальной Школе Чеслав играет на бас-кларнете в студенческом джазовом ансамбле, участвует в спектаклях студенческого клуба. Примерно в этом же возрасте, в 19-20 лет Чеслав Юлиуш Видржицки первый раз женился. Его молодая супруга Ада Русович была родом из того же белорусского села Старые Василишки, однако после нескольких лет совместной жизни в Гданьске они разошлись.

В Гданьске и началась дальнейшая творческая карьера Чеслава. Как и многие молодые польские певцы в начале Чеслав начал выступать в молодежных клубах на Польском курортном Побережье. Пел модные тогда рок-н-рольные хиты, а также стандартные популярные мелодии тех лет и песни написанные в латиноамериканских ритмах (главным образом в популярных тогда стилях "босса-нова" и "латино" - стили, ставшие широко популярными спустя 25-30 лет, а в те годы интерес к подобной музыке оставался довольно посредственным). Однако, великолепный мощный вокал Чеслава и его выступления, особенно на женской аудитории, вызывали приливы массового восторга, граничащего с истерией. И не было ничего удивительного в том, что вскоре его пригласили в состав популярной польской бит-группы «Niebesko-Czarni» («Тёмно-небесные»), куда, кстати, он привел свою невесту Аду Русович, для которой, по всей видимости и были написаны первые собственные песни Чеслава. Группа пользовалась успехом, как на родине в Польше, так и за её пределами. В 1962-ом году, на I-ом "Фестивале Молодых Талантов" проходившем в польском городе Щецин, группа "Niebiesko-Czarni" помогает 23-летнему Чеславу успешно выступить, в итоге он выходит в финал и получает Премию I-го "Фестиваля Молодых Талантов", исполнив популярную в те годы латино-американскую песню "Malaguena" и таким образом попадает в «Золотую Десятку» молодых Польских Лауреатов, постепенно приобретая всё большую известность. Чеслав начинает плотное сотрудничество с группой "Niebiesko-Czarni", сначала в качестве ведущего вокалиста, а затем и автора большинства песен. В 1962-ом выходит первый сингл группы, а в 1963-ем в репертуаре ансамбля появляются первые песни, сочинённые самим Чеславом. Но тогда еще никто не мог предугадать, кем он вскоре станет: Немен был лишь одним из многих подающих надежды певцов молодой польской эстрады, всего лишь исполнителем, но никак не творцом. Его первые песни, ещё не были серьёзными шедеврами, хотя в них уже отчётливо были заметны и слышны характерные и уникальные стилистические черты будущего творчества Чеслава. Впрочем, этот период жизни и творчества был для Немена всё же не маловажным. Во-первых, он почувствовал в себе силы стать популярным артистом - властителем дум, а во-вторых, постепенно он начинает создавать превосходные песенные произведения, в короткие сроки изменившие его музыкальную карьеру ("Czy mnie jeszcze pamietasz?", "Wiem, ze nie wrocisz" и другие). Так началась его стремительная, яркая и не всегда легкая карьера на польской и европейской эстраде.

В 1963-ем году, знаменитый французский импресарио Бруно Кокатрикс приглашает Чеслава Юлиуша Видржицки с бит-группой «Niebesko-Czarni» выступить на сцене знаменитого парижского концертного зала «Олимпия» («L’Olympia»), в котором по давней негласной французской традиции, всегда выступали наиболее талантливые и одарённые музыкальные исполнители. Он же попросил Чеслава выбрать себе псевдоним, поскольку французам было трудно выговорить его польскую фамилию. Чеслав Юлиуш Видржицки без долгих раздумий берёт себе псевдоним "Немен" — так по-польски звучит название реки "Неман" ("- В честь реки Неман, на берегах которой прошло моё детство", - так он всегда объяснял выбор своего псевдонима). По другой же версии, артистический псевдоним Чеслава - "Немен" был придуман женой известного польского журналиста Франтишка Валицкого, приятеля Чеслава. Как бы там нибыло, выступление 1963-го года в парижской «Олимпии» получило немало положительных отзывов во французской прессе (как свидетельствуют биографы, Чеслав Немен и «Niebesko-Czarni» в период с 1963-по 1966-ой ещё дважды с успехом выступали в парижском зале "Олимпия" перед французской аудиторией). Музыкант Чеслав Немен владел абсолютным слухом, высоким, чистым и очень мощным голосом и, конечно же, не оставлял равнодушными французских слушателей. В 1964-ом году Чеслав Немен и «Niebesko-Czarni» выступают на Польском Национальном Фестивале Песни в Ополе, где Чеслав исполнял песню под названием "Nie badz taki Beatles" ("Не будьте такими Битлз").

Первое же крупное и серьёзное признание пришло к артисту уже через два года с начала его работы в группе «Niebesko-Czarni», через год после выступления в парижской "Олимпии", в 1964-ом, когда мега-знаменитая немецкая кино-звезда с мировым именем и певица эстрадного шансона - Марлен Дитрих (вместе с которой Чеслав выступил в сборном концерте на одной сцене в варшавском "Конгресс-холле"), успешно исполнила и записала немецкую версию его песни "Czy mnie jeszcze pamietasz?" ("Помнишь ли ты меня ещё?"; немецкое название - "Mutter, hast du mir vergeben?" / англ.вариант - "Do you still remember me?"). В 1965-ом году, на Международном Песенном Фестивале во французском городе Ренн (Rennes) Чеслав Немен получает сразу же две знаковых музыкальных награды – «Hermine d’Argent» (Приз "Серебряный горностай" - Главную награду Фестиваля в Ренне) и «Prix Spećial du Jury» ("Специальный Приз Жюри" в категории исполнителей-композиторов - как самому оригинальному и талантливому автору). После чего Чеслав впервые выступает на французском телевидении и записывает во Франции сингл из четырёх песен на французском языке. На Международном Песенном Фестивале в Ренне ему довелось поработать на одной сцене вместе с такими яркими мировыми знаменитостями, как: певец Стиви Уандер, группы - "Spencer Davis Group", "Kinks", "Pretty Things" и другими исполнителями.

В течение последующих двух лет начались первые крупные зарубежные гастроли Чеслава Немена с ансамблем «Niebesko-Czarni» («N-C»): Чехословакия, Франция, Югославия, ФРГ, Швейцария, Швеция, Венгрия и другие европейские страны. После возвращения из-за рубежа Чеслав вернулся нагруженный идеями "хиппи". С тех пор он надолго увлёкся древней философией Востока. Он отрастил длинные волосы, полностью сменил имидж, а его новые музыкальные пристрастия на ближайшее десятилетие находились под сильным влиянием "чёрного соула". Особенности его сильного голоса с характерной для негритянского пения звуковой окраской, позволяли Чеславу с легкостью брать самые высокие тона. В 1966-ом, Чеслав начал сочинять музыкальный материал в духе "соул", а так же, для польских радио-программ впервые пробно записал несколько русских фольклорных песен.

Несмотря на успешную деятельность, альянс Чеслава Немена с группой «Niebesko-Czarni» оказался недолгим – Чеслав уже ощущал себя самодостаточным лидером и не стремился воплощать на сцене чужие идеи и простодушную бит-музыку ансамбля, в следствии чего музыкант быстро понял, что уже сам способен возглавить собственный сольный и гораздо более серьёзный музыкальный проект. В начале 1967-го года Чеслав ушёл из группы "Niebiesko-Czarni" и начал собственную карьеру, организовав свой собственный сопровождающий инструментальный Бэнд под названием "Akwarele" ("Акварели"). Его первым серьёзным успехом с новым бэндом "Akwarele" – и, пожалуй, его самым известным европейским хитом, стала песня «Dziwny Jest Ten Swiat» («Этот Странный Мир»), с которой Чеслав Немен получил Гран-При на Польском Национальном Фестивале Песни в Ополе (1967) и известном Международном Эстрадном Конкурсе в Сопоте (летом, 1967-го). Сильный текст, яркая мелодия, а также не бывало эмоциональное (для тогдашней партийно-коммунистической Польши) исполнение, принесли певцу первые премии всех фестивальных жюри. В 1967-ом году, Чеслав Немен со своей сопровождающей группой "Akwarele" записывает на польской звуко-записывающей фирме-лейбле "Polskie Nagrania Muza" свою первую дебютную сольную долгоиграющую пластинку (диск-гигант) с одноимённым названием «Dziwny Jest Ten Swiat» (альбом стал самой первой пластинкой в истории Польши, ставшей "Золотым диском", разошедшимся, по тем временам, гигантским тиражом в 160 000 копий). Кроме того, самая успешная песня этого "Золотого альбома" - песня «Dziwny Jest Ten Swiat» — стала наиболее знаменитой из всех, что были написаны и исполнены Неменом до того, как он резко изменил направление в своей музыке. Следует отметить, сколь быстро произошло это превращение. Буквально в последующие три года, по сути изначально «попсовый» Немен внезапно превратился в Немена-философа, а его музыкальный язык стал трудно узнаваем. Поклонники певца оказались в замешательстве. А сам музыкант, открыв поначалу для себя, а потом — и для широкой публики классическую польскую поэзию 19-го века, вывел польскую (и не только ее!) музыку - на принципиально новые музыкальные просторы. В последующие два года (с 1967-го по 1969-ый) Чеслав Немен вместе с анс. "Akwarele" провел серию зарубежных гастрольных туров, принял участие в ряде крупнейших фестивалей и в 1968-ом году записал свой второй сольный диск, под названием "Sukces" (1968).

Уже тогда Чеслав Немен стал заметной фигурой в польской популярной музыке. В начале 1967-го года он проявил себя как настоящий лидер артистического проекта, умелый организатор, тонко чувствующий коллег и способный привлечь к сотрудничеству настоящих профессионалов. При этом он был очень спокойным, выдержанным человеком, хотя практически все его выступления сопровождались как массовой истерией со стороны поклонников и фанатов, так и порой очень резкими высказываниями ответственных за идеологию "партийных боссов" и "прокоммунистической" прессы. Не нужно забывать, что «чуждое влияние Запада», которое связывалось в конце 60-х прежде всего с популярной западной музыкой, было актуальным вопросом идеологии не только в СССР, но и в странах социалистического блока (Соц.лагеря). Хотя, конечно, в Польше идеологическое давление было несколько слабее, чем в СССР. Тем не менее, Чеслава Немена, в числе прочих "эстрадных идолов", бичевали как за внешний вид, так и за исполнительскую манеру, которая уже вобрала в себя все модные тенденции современной западной музыки. Он был одним из первых польских исполнителей, который стал носить длинные волосы, яркую красочную концертную одежду и начал продвигать музыкальный стиль психоделии в коммунистической Польше, раздражавшие польских чиновников от идеологии и культуры. Ещё в 1965-ом году, на начальном этапе его широкой популярности, Польская Государственная Тарификационная Комиссия запретила Чеславу Немену публичные выступления в крупных городах на большой аудитории, организовавшиеся польской государственной концертной фирмой «Эстрада». Позже Немен стал «выступать в роли» эдакой своеобразной «палки», которую «сунули» во внешне спокойный, польский "эстрадный муравейник". Можно только догадываться, как в такой ситуации в 1967-ом году ему позволили выйти на сцену Национального Фестиваля Песни в Ополе и исполнить песню “Dziwny jest ten swiat” ("Этот странный мир"). Эта песня - песня протеста, достаточно "декларативная" по тексту, стала сенсацией и своеобразным лозунгом целого молодёжного поколения Польши, поскольку уж очень сильно отличалась от всего того, что звучало тогда с польской эстрадно-музыкальной сцены. В ней слышатся и отголоски музыки славянского романтизма XIX века, и экспрессия «крестного отца» жанра соул Джеймса Брауна, и лирика польского полонеза, и горечь англо-американского блюза, а главное в ней звучит глубокий философский смысл:

Такой странный этот Мир,
В нем еще так много Зла,
Злым словом можно убить, как ножом,
Но Люди Доброй Воли
Должны победить в себе Зло,
Чтобы сохранить Мир!
Нет! Нет! Никогда не должен
Погибнуть этот Удивительный Мир!

1968-ой год принес Чеславу сразу же несколько престижнейших наград в области музыки: Награду Музыкальной Торговой Индустрии «MIDEM Awards-1968»" (Канны-Франция, январь 1968) - Главную Европейскую Премию в области звукозаписи от представителей самых крупных музыкальных журналов, музыкальных радиостанций и звукозаписывающих компаний - в номинации «За лучшую запись песни «Dziwny Jest Ten Swiat» ("Этот Странный Мир") и лучшее живое выступление на Международном Эстрадном Фестивале в Сопоте 1967-го года», Приз «Golden Record» /«Золотой Диск» (Польша, декабрь 1968) от главной польской звукозаписывающей фирмы "Polskie Nagrania Muza" - в номинации «За успешную дебютную сольную пластинку 1967-го года - "Dziwny jest ten swiat" ("Этот Странный Мир")», а так же получил награду-статуэтку от известного американского музыкального еженедельника «Billboard» (Нью-Йорк-США, 1968) - в номинации «Самый популярный польский певец 1968-го года». С тех самых пор, главные призы самых разных конкурсов и фестивалей, премии популярных журналов, первые места в польских «хит-парадах», а также в анкетах и опросах у публики и слушателей, стали для Чеслава Немена привычным явлением. Прекрасные отзывы в прессе имели его выступления в Финляндии, Дании, Италии, Франции, Германии и других ведущих странах Западной Европы, а так же в странах Восточной Европы, включая СССР. Кроме этого о Чеславе начинают писать интересные статьи-отзывы в чопорной английской прессе, Англия - как родина европейского рока, тоже не смогла не заметить ошеломляющую глубину таланта Чеслава. К своим неполным 30-ти годам, талантливейший музыкант Чеслав Немен, фактически за 5 лет стал самым популярным исполнителем в своей стране, а также сделал себе «имя» в мире популярной музыки Восточной и Западной Европы, и это был только первый начальный этап его долгого творческого пути.

В начале 1969-го, Немен вместе с «Акварелями» выезжает на несколько месяцев в Италию, для выступлений и записи следующей пластинки. Вернувшись из Италии, Чеслав Немен, спустя два с половиной года с момента основания, распускает бэнд «Акварели» и создает новую и более серьёзную в профессиональном отношении, аккомпанирующую ему группу – «Niemen Enigmatic» («Загадочный Немен»), в которой так же играли одни из наиболее известных польских солистов-джазменов: саксофонисты Збигнев Намысловский и Михал Урбаньяк, барабанщик Чеслав "Малый" Бортковский, гитарист Томаш Ячкевиц и другие. В совершенно новом окружении Немен создаёт, пожалуй, свой самый монументальный и до сих пор не утративший своей популярности - альбом под одноимённым названием "Niemen Enigmatic", в котором для создания музыкальных произведений Чеслав использовал стихи известного польского поэта, классика 19-го века - Киприана Норвида. Главный персонаж поэтических произведений поэта Киприана Норвида - Генерал Бем - романтический герой польской истории, символ преданности людям и духу свободы, погибший за свой народ. Заглавная вещь альбома "Niemen Enigmatic" — «Траурная рапсодия памяти Бема» - 20-минутное музыкальное произведение, ошеломляющее своей масштабностью, глубиной, эмоциональностью и экспрессией. Критики оказались в затруднении, не зная, к какому жанру отнести подобную музыку. Что это - Поп-музыка? Джаз? Классика? Возрождение средневековой музыки, через призму современных идей? Или же синтез всех известных на сегодня музыкальных жанров и форм? Может быть, именно о такой мистерии мечтал в своё время русский композитор Александр Скрябин - один из ярчайших личностей мировой музыкальной культуры, говоря о музыке будущего? Музыка Скрябина, как и музыка Немена очень своеобразна. В ней отчётливо чувствуется нервность, импульсивность, трагизм, тревожные поиски наполненные мистицизмом. В альбоме Чеслава "Niemen Enigmatic" звучит звон колоколов, головокружительные гитарные пассажи в манере Джимми Хендрикса, баховские каденции органа и вакханалия звука в традициях фри-джаза, хор, поющий на латинском языке и так далее, музыкальная палитра произведения поражает своей глубиной. Немен создал на редкость удачный звуковой образ, синтезируя соул и джаз, атональную музыку, блюз, славянские мотивы и живое поэтическое слово, Немен добивается поразительного эффекта, удивляя каждый раз слушателей своей неисчерпаемой фантазией, новизной звучания и безупречным вкусом. Изданный в 1970-ом году, годом спустя, в 1971-ом, альбом "Niemen Enigmatic" (или просто "Enigmatic") также становится в Польше "Золотым диском"/"Golden Record", разошедшимся более чем 150 000 экземпляров. Многие музыкальные обозреватели и критики считают, что альбом "Niemen Enigmatic" (1970) стал лучшим не только в сольной дискографии Немена, но и в истории польской рок-музыки вообще. В дальнейшем, в период с 1970-го по 1972-ой новый коллектив Чеслава «Niemen Enigmatic» много выступал у себя на родине в Польше, неоднократно ездил с гастролями в Германию, Чехословакию, Финляндию и Венгрию, а так же в августе 1972-го года Чеслав с ансамблем «Niemen Enigmatic» стал участником от Польши в большом Мега-Гала-Концерте, в котором приняли участие многие мировые знаменитости - на Праздничной Церемонии открытия Олимпийских Игр в Мюнхене (отягощённые известным трагическим событием, единственным подобным случаем за всю историю Олимпийских Игр - не виданным по своей дерзости террористическим актом - кровавой бойней, совершённой во время
Мюнхенской Олимпиады членами радикальной террористической военизированной палестинской организации "Чёрный сентябрь", жертвами которой стали 12 убитых: 11 заложников-членов Израильской Олимпийской Сборной и один немецкий полицейский, а также пятеро застреленных террористов, не считая раненных...).

После успеха альбома "Niemen Enigmatic" (1970) многие восточно-европейские бит-ансамбли начали инструментировать свои мелодии «в стиле Немена». Но сам Немен никогда не считал себя «битовым» певцом. Он говорил: «- Я не знаю, что такое «биг-бит». Я знаю одно: любая музыка должна быть хорошей, должна нести добро людям... Я люблю и восхищаюсь "Девятой симфонией Бетховена". Но величайшим кладезем мысли для меня является Бах. Его тонкую, строгую музыку я сравниваю с негритянским блюзом, ибо в кажущейся монотонности его фуг — множество интересных оттенков, и чувствительного человека эта монотонность может привести в состояние экстаза. То же самое в «Болеро» Равеля...». В определённой мере альбом "Niemen Enigmatic" (1970) стал переломным в творчестве самого Немена. Начиная с 1970-х годов, в его творчестве, в отличие от ранних "соул-ориентированных" работ, начинают преобладать "прогрессивные" веяния, резко меняется формат музыки: вместо коротких стандартных эстрадных и рок-песен, появляются развёрнутые композиции с нетипичными разно-стилевыми построениями. В них можно было услышать и фольклорные стилизации, и электронный авангард, и фанк, и многоуровневые импровизации. Чеслав Немен, впервые в польской популярной музыке, начал сочинять песни на стихи классических польских поэтов 19-го века, успешно продолжив эту традицию (К.Норвида, А.Асныка, Б.Лесьмяна, Я.Бжехвы, Я.Ивашкевича и З.Херберта). Так же Немен сочинял песни на стихи Сергея Михалкова и планировал записать программу на стихи Сергея Есенина (к сожалению, так и не нашедшую своего воплощения из-за длительной болезни и преждевременной кончины музыканта).

В начале 70-х, вместе с ансамблем «Niemen Enigmatic» Чеслав часто выступал с концертами по всей Польше. В 1972 - 73 годах, Немен так же сотрудничал со ставшим позднее "флагманом польского авангарда" - арт-рок-психоделическим трио "SBB" ("SILEZIAN BLUES BAND") и успешно гастролировал с ним по всей Европе. В начале 70-х слава Чеслава Немена вышла далеко за границы Польши. Интерес к тому, что он пишет и исполняет, проявили и крупные издательские фирмы грамзаписи Запада. В начале 70-х Чеслав подписывает выгодный контракт на запись 3-х дисков-гигантов, для известного европейского рекордс-лейбла "CBS", англо-американского отделения фирмы "Columbia Records" базирующегося в ФРГ. В 1972-ом году, Чеслав Немен во второй раз надолго выезжает в Италию, для выступлений и записи несколько синглов, а затем уезжает в ФРГ, где по контракту для звуко-записывающего лейбла "CBS" начинает работу над тремя долгоиграющими грампластинками (две англо-язычных и одной - русско-язычной): LP - "Strange Is This World" ("Этот Странный Мир") 1972, LP - "Ode to Venus" ("Ода Венере") 1973, и LP - "Czesław Niemen – "Russische Lieder" (Чеслав Немен – "Русские песни") 1973. Фирма "CBS" серьёзно планировала выход грампластинок Немена на широкий англо-американский рынок поп-музыки, но для самого музыканта это уже не являлось принципиальным моментом, ему вполне хватало популярности у массовой европейской публики.

Немецкий филиал "CBS" выступил с личной инициативой издания альбома «Русские песни» ("Russische Lieder"). Хотя на самом деле на пластинке среди русских оказались и украинские песни. Трудно поверить, что, познакомившись в детстве с этими песнями, он не знал белорусских. Тем не менее, на изданном в 1973 году диске белорусских песен не было. Сам же альбом получился достаточно интересным и необычным. Это действительно были ещё с детства любимые песни Чеслава Немена: «Выхожу один я на дорогу», «Бродяга», при этом все партии многоголосия, а так же партии почти всех инструментов он записал лично сам, без чьей-либо помощи, чем буквально поразил опытных западно-германских звукорежиссеров. По признанию самого Немена, эти записи были для него очень интересным художественным экспериментом. У музыкальных критиков существует стойкое мнение, что настоящие "корни" его музыки стоит искать именно во влиянии славянского фольклора, с которым певец познакомился ещё в раннем детстве и который оказал глубокое воздействие на всё его творчество, и синтеза славянской музыки с западными музыкальными направлениями. О самом же альбоме "Русские песни" Чеслав Немен сказал так: "Российский фольклор очень близок мне. В конце концов, я спел, те песни, что звучали в моём детстве..."

В декабре 1973 года Чеслав Немен уехал на два месяца в США, где продолжил записи для фирмы "CBS", с американским музыкантом Яном Хаммером и польским саксофонистом Михалом Урбаньяком. Вернувшись в начале 1974-го года в Польшу, Немен собирает новый состав группы «Niemen Enigmatic» и с появлением нового состава название аккомпанирующего коллектива сокращается до - «Grupa Niemen»("Группа Немен"), и весь 1974-ый год Немен активно выступал с этой группой по городам Польши. Проект «Grupa Niemen» - в принципе, был уже нечто совершенно новым в творческой карьере музыканта, хотя кое-что от "прежнего Немена" в нём, конечно, сохранилось. Кроме прочего, в 1974-ом году в карьере Немена происходит ещё одно большое событие, чуть было не повлиявшее кардинальным образом на его дальнейший творческий путь. Музыканты культовой американской джаз-роковой группы с мировым именем - "Blood, Sweat & Tears" ("Кровь, Пот и Слёзы") присылают Чеславу личное приглашение приехать на прослушивание в Швецию, в город Мальмё, в качестве возможного солиста знаменитого коллектива, в тот момент искавшего замену своему ушедшему вокалисту Дэвиду Клейтон-Томасу. Чеслав Немен крайне спокойно отнёсся к данному заманчивому предложению, которое в принципе могло оказать большое влияние на его карьеру, но в итоге Чеслав так и не выехал из Польши в Швецию на прослушивание, предложение было отвергнуто, и Немен не переживая продолжил заниматься своим собственным творчеством. В 1974-ом году Немен сделал англо-язычный альбом "Mourner's Rhapsody" ("Рапсодия Присутствующего на похоронах") совместно с известными музыкантами-виртуозами Яном Хаммером и Риком Лэйрдом - музыкантами из влиятельного и культового англо-американского музыкального коллектива "The Mahavishnu Orchestra", исполнявшего прогрессив-рок, джаз-фьюжн (с элементами тяжелого психоделического рока и индийских музыкальных влияний), этот альбом затем был выпущен в Западной Германии (1974), Англии (1975) и в США (1976). Ни на минуту не останавливаясь на достигнутом, в середине 70-х Чеслав Немен собрал свой очередной новый проект, под названием "Aerolit", с которым, однако, выпустил только один джаз-роковый альбом. Новая команда распалась очень быстро, и свой следующий диск музыкант решает записать практически в одиночку.

На протяжение 60-70х годов, Чеслав Немен выпустил порядка девятнадцати альбомов и несколько десятков синглов, как на родине, так и на Западе. 15 дисков-гигантов было издано в Польше и четыре альбома вышли в Британии – в которых он исследовал самые разные аспекты современной музыкальной парадигмы. Среди наиболее интересных его альбомов середины 70-х следует назвать диски - «Marionetki», «Aerolit», «Katharsis», «Idee Fix» и «Postscriptum». Шлягеры Чеслава Немена - "Dziwny jest ten świat" ("Этот Странный Мир"), "Czy mnie jeszcze pamiętasz" ("Помнишь ли ещё Меня?"), "Sen o Warszawie" ("Песнь о Варшаве"/англ.вар. "Dream About Warsaw") и "Pod papugami..." ("Под Попугаем..."), до сих пор занимают первые места в хит-парадах польских песен всех времён. Пик наивысшей популярности и активности музыканта пришёлся на середину 70-х годов. В этот период Чеслав начинает писать музыку для театра и телевидения, выступает в бит-мюзикле, сочиняет известное произведение «Реквием для Ван-Гога».

В конце 1974-го года, правительство Польши наградило Немена "Золотым Крестом за Заслуги" (Złoty Krzyż Zasługi). В том же году Чеславу вручили награду Председателя Совета Министров Польши 1-й степени "За творческие достижения в области композиции и интерпретации". Всего же, в общей сложности за свою музыкальную карьеру Чеслав Немен выпустил 24 долгоиграющих LP-диска, и такое же количество синглов и ЕР-пластинок. Выпущено два диска с "живыми" выступлениями музыканта и около десятка различных сборников-компиляций. В 2002-2003 годах было издано два Box Sets с 12-тью лучшими альбомами Чеслава Немена.

О выдающемся польском музыканте Чеславе Немене советским меломанам в СССР было известно ещё с конца 60-х и осенью 1976-го года, польское артистическое агентство "Пагарт" совместно с организацией "Госконцерт СССР" организовали первые гастроли Чеслава Немена в Советском Союзе. Певец впервые посетил с концертами СССР. Его выступления в Ленинграде и в московском Театре Эстрады, прошли при полных аншлагах. По воспоминаниям очевидцев, подобного концерта, после него, не было в Москве еще многие годы. На концерт собралась вся интеллектуальная элита Москвы. В первом отделении Чеслав представлял композиции из нового альбома «Idée fixe», а во втором отделении Немен исполнил старые хиты и русские народные песни. Зал долго не отпускал уникального и гениального музыканта со сцены. В общей сложности музыкант провел 97 сольных концертов в СССР. Во время гастролей по Союзу, певец побывал и на своей родине в Белоруссии, в местах в которых он родился, но увиденный развал и нищета настолько болезненно поразили его, что Чеслав даже специально засветил (дабы ни кому не показывать) взятую с собой фото-плёнку, на которой хотел запечатлеть с детства знакомые места, хотя до конца жизни он всегда очень тепло отзывался о своей родине - Белоруссии.

Начиная с середины 70-х годов, Чеслав Немен все больше усложняет формы своих произведений, и всё чаще обращается к электронным инструментам. Его новые альбомы продолжали вызывать немалый интерес и пользоваться большим признанием, но уже не в столь широкой среде "массовой музыкальной аудитории" любителей поп-музыки. Впрочем, сам музыкант уже не обращал на это никакого внимания, продолжая заниматься музыкальными экспериментами. К концу 70-х гастрольная деятельность артиста довольно сильно сократилась, хотя и явила собой несколько ярких "заключительных аккордов" к 20-летию его творческой карьеры - в 1979-ом году Чеслав Немен в очередной раз получает Гран-При Международного Фестиваля Эстрадной песни "Интервидение" в Сопоте, с песней «Пока не пришла весна» и выпускает альбом "Postscriptum" (1979). За год до этого, в 1978-ом, Немен с джаз-роковой группой "Laboratorium", посетил с гастролями "мекку всех буддистов и движения хиппи" - Индию, а в 1980-ом совершил последнее крупное турне по Соединённым Штатам Америки. В тот же период, Немен с успехом занимался сочинением мелодий для польского телевидения, создал музыку для нескольких спектаклей популярного театрального режиссёра Анджея Курылевича, а так же написал музыку для нескольких фильмов знаменитого польского кино-режиссёра Анджея Вайды. Сотрудничество знаменитого музыканта с театральным режиссёром Анджеем Курылевичем и известным кино-режиссёром Анжеем Вайдой началось ещё в начале 1970-х. В 1972-ом, Немен сочинил заглавную песню для фильма Анджея Вайды - "Свадьба" ("Wesele"), фильма ставшего лауреатом почетной кинопремии "Оскар" в номинации "Лучший иностранный фильм". А в 1971-ом году был выпущен LP-диск Чеслава "Muzyka Teatralna I Telewizyjna" с его музыкой, написанной для театральных и телевизионных спектаклей А.Курылевича, партии вокала на пластинке исполнили Чеслав Немен и польская певица Ванда Варска, альбом стал весьма успешным у слушателей и в последующие годы неоднократно переиздавался.

Как это ни странно, однако с нарастанием в Польше, в начале 80-х, новой политической активности и свободы слова, голос Чеслава Немена становилось слышно всё реже. Поскольку его работы уже не требовали присутствия других музыкантов, Немен не только стремился всё делать сам, но уже и не представлял рядом с собой на сцене кого-то ещё, постепенно полностью погружаясь в студийную работу - вероятно всё это, включая усталость от насыщенной гастрольной жизни, в достаточной степени и послужило уединению музыканта и его отходу от активной гастрольной деятельности. Добившийся за 20 лет работы на сцене крупнейших достижений в области популярной музыки, музыкант постепенно "отходил в тень". Показательно, что составленный из старых песен, но сделанный в новых аранжировках альбом "Postscriptum" 1979-го года, он полностью выполнил сам, от записи до сведения. Этот диск как бы подводил черту большого этапа его творческого 20-летнего пути, после чего, спустя четыре года (начиная с 1984-го) в творчестве музыканта последовала длительная многолетняя "пауза", и хотя Немен какое-то время не выпускал сольных альбомов, ограничиваясь выходом различных сборников, его творчество всё же не стояло на месте - за время создавшейся вынужденной паузы, Чеслав Немен записал ряд интереснейших совместных работ вместе с сильнейшими представителями польской джазовой школы и выпустил ряд других музыкальных альбомов, в частности посвящённых его сотрудничеству с польским кинематографом, в которых показал своим слушателям очередные и новые грани своего таланта. В 1982-ом году Чеслав в одиночку записывает саунд-трек к польскому фильму режиссера Януша Лески "Przeprowadzka" ("Перемещение"), в некоторых композициях которого принимал участие приглашенный детский хор и известные польские исполнители. В 1983-ем, Немен записывает и выпускает совместный экспериментальный блюз-арт-роковый альбом "Little Wing", созданный вместе с профессиональным польским бас-гитаристом Томашом "Kciuk" Яворски и состоящий из инструментальных и песенных копозиций в исполнении Чеслава. И перед тем, как на длительное время (почти на целых пять лет) исчезнуть из поля зрения любителей и поклонников его творчества, в 1984-ом году Чеслав Немен, в качестве одного из хэдлайнеров выступил на концерте "Old Rock Meeting-84", посвященном 25-летию польского рока. В период пятилетнего затишья, в 1987-ом году Немен записал и выпустил ещё один интересный совместный проект - электронно-джазовый альбом "Samarpan", созданный совместно с другим известным польским профессиональным клавишником-перкуссионистом Славомиром Кулповичем.

С начала 80-х певец почти перестал гастролировать, да и сольная дискография музыканта с 1982-го года пополнялась всё мене интенсивно. Вероятно, поначалу это было вызвано временным творческим кризисом, вызванным невозможностью реализовать все свои проекты, а позднее с тяжёлым заболеванием, которое держало Чеслава Немена вне музыки на всём протяжении 90-х годов. Он всё больше отходил от музыкальной «тусовки», уходил в себя и всё чаще экспериментировал в своей студии с новыми электронными звуками, а в последующие годы увлекся художественной компьютерной графикой. В эти годы его многочисленные записи регулярно переиздавались на компакт-дисках, но сам Немен в 1990-е годы уже не выпускал ничего нового. То, что певец записал в 60-70-е, ещё при жизни музыканта стало общепризнанной классикой польской популярной музыки. Его предпоследний сольный альбом, изданный после 5-летнего "молчания" в 1980-х годах - "Terra Deflorata" вышел в 1989-ом, а самая последняя студийная работа музыканта - альбом "Spodchmurykapelusza" ("From Under the Cloud of a Hat"), увидела свет в 2001-ом, за три года до безвременной кончины талантливого артиста. Кроме этого, незадолго до смерти, Чеслав Немен создал интересное музыкально-поэтическое произведение "Диалоги", в котором использовал фрагменты из поэтических текстов русского советского поэта Владимира Маяковского и польского поэта Владислава Броневского, авторов в чём-то схожей и очень непростой судьбы, выраженной в их поэзии.

В последние годы жизни Чеслав Немен занимался благотворительностью (в 2001 году он пожертвовал средства для бедных школ Литвы), заботился и воспитывал двух своих дочерей и мужественно боролся с раковым заболеванием, ставшее причиной его преждевременной смерти. В ночь с субботы на воскресение 17 января 2004 года, в одной из польских больниц после продолжительной тяжелой болезни, в возрасте 64 лет, не дожив до своего 65-летнего юбилея ровно один месяц, известный польский музыкант Чеслав Немен скончался. Похороны Чеслава Немена состоялись 30 января в Варшаве "na Powazkach", была совершена погребальная Месса, на которую пришло огромное количество людей пожелавших отдать последнюю дань памяти великому музыканту.

На польской музыкальной сцене Чеслав Немен присутствовал более сорока лет (!). Творчество Немена, его музыкальные эксперименты в области электронной музыки, джаза и рока стали поистинне революционными для истории современной польской музыки и пожалуй для европейской тоже. В 1999-ом году, по рейтингу влиятельного польского еженедельника "Polityka" Чеслав Немен получил титул «Лучшего Польского Музыканта ХХ столетия». Совсем недавно рок- и джаз-музыканты отметили третью годовщину со дня смерти Чеслава Немена - легенды польской песни XX века, замечательного вокалиста, инструменталиста, композитора, аранжировщика, а в последние годы жизни ещё и компьютерного художника-графика.

Чеслав Немен бесспорно вошел в историю классики эстрады- и рок-жанров, как Настоящий Артист. Его всерьёз не интересовали Слава и Деньги. Он был предан Любимому Искусству до конца. В своей артистической жизни и взаимоотношениях с людьми, Чеслав Немен всегда вел себя очень достойно и независимо. Он не продавал себя, не гнулся перед Властью или Продюсерами. Всегда делая то, что считал нужным, и так, как считал нужным. Мало кому это удавалось в столь непростые времена тоталитарного режима в странах соцблока и диктата цензуры в самом Польском государстве.

В настоящее время, артисты, музыканты, друзья и соратники Чеслава Немена постоянно организуют концерты и вечера его памяти. Для многих музыкантов, называющих Немена "Отцом Славянского Рока", его творчество служило и до сих пор служит источником творческого вдохновения, а его пластинки, до сих пор не потерявшие актуальности, стоят на полках у многих серьезных ценителей музыки и считаются большой ценностью среди коллекционеров. По признанию многих, ныне известных представителей "русского рока", ярчайшее творчество польско-белорусского музыканта Чеслава Немена в 70-ые годы оказало в советское время немалое влияние и на формировавшееся мировозрение популярных российских рок-музыкантов, таких как Андрей Макаревич (лидер гр. "Машина Времени", Москва), Эдмунд Шклярский (лидер гр. "Пикник", С-Петербург) и многих других. Его фигура была по-настоящему культовой для ценителей музыки того времени. Его очень любили и до сих пор почитают в Минске и Витебске, где ему доводилось несколько раз выступать в начале 1990-х годов. Чеслав Немен в течении долгих лет поддерживал хорошие отношения с известными музыкантами "классического золотого состава группы" (1971-1979 гг.) популярного белорусского фольклорного коллектива "Песняры" - дружил с их лидером, вокалистом и гитаристом ансамбля Владимиром Мулявиным (умер в 26.01.2003 г.) и пианистом-аранжировщиком, поэтом и писателем Игорем Паливодой (умер 28.02.1996), а так же с гродненским саксофонистом Марковым. Ежегодно в Минске проводятся Вечера Памяти Чеслава Немена, а биографическая статья о нём вошла в один из Томов Белорусской Энциклопедии. Также знают, помнят и почитают Немена и слушатели в Западной и Центральной Украине, во Львове и в Киеве, где тоже немало поклонников и любителей его творчества.

Удивительный мир его звучаний и философии жизни возник в результате столкновения двух различных культур, даже в чем-то двух отличных друг от друга цивилизаций: Востока и Запада, на стыке традиции и современности, музыки старой и новой, народной и городской, светской и религиозной, популярной и классической, джазовой и экспериментальной, акустической и электронной… Он был артистом Ренессанса, который пробивал границы стилей, высказывался в разных областях искусства. Инфантильную рок-музыку он перенес в иное измерение, привнеся в неё тексты из самых святых канонов великой поэзии, а все его импровизации строились по восточно-медитативным музыкальным законам, а не по европейским.

Первым польским городом, в котором появилась улица имени Чеслава Немена, стал г. Сталева Воля. Далее последовали: г. Ченстохова, а следом и другие города. Подобная улица появится наверняка и в Варшаве - ведь песня "Sen o Warszawe" (или просто - "Варшава") в исполнении Немена - стала едва ли неофициальным гимном польской столицы и часто звучит по центральному польскому телевидению. В костёле Иоанна Крестителя в деревне Старые Василишки (Беларусь), где в детстве был крещён музыкант, в 2005 году была установлена мемориальная доска в его честь. А совсем недавно из Гродно пришла информация, что там открылась выставка, посвященная музыканту, в экспозиции - материалы о его жизни и творчестве, диски, книги, личные вещи. О творчестве музыканта снято несколько документальных фильмов.

Ныне, Чеслава Немена и его творчество сравнивают со знаковыми личностями в истории польской музыки, с такими знаменитыми польскими композиторами как, Станислав Монюшко и Фредерик Шопен, каждый из которых сыграл свою роль в разные временные этапы развития польского и европейского музыкального искусства. В этом смысле, роль Немена вполне сопоставима с ролью Монюшко или Шопена, они ведь так же были «адресованы» не только Польше, а оказали огромное влияние на всю мировую музыку, и Чеслав Немен в этом смысле — не исключение. Личность Чеслава Немена, безусловно является ключевой не только для истории польской популярной музыки, но и для всеобщей истории популярных музыкальных жанров той части Европы, которую ранее называли «странами европейской демократии». К сожалению, лишь смерть этого неординарного, оригинального и мощного музыканта, подтолкнула культурную аудиторию и музыкальных критиков к тому, чтобы в полной мере оценить творческий масштаб его таланта и весь тот, поистине феноменальный вклад, сделанный Чеславом Неменом для европейской и мировой музыки!

Автор: Г.Зиновьев
© /По архивным и интернет-материалам, специально для сайта "Северная Энциклопедия"/
Октябрь, 2007 год.
Ответить

Вернуться в «Polska»