Prazsky Vyber | Stromboli | Michal Pavlíček (rock)

(Československo / Česko-Slovensko) информация об исполнителях из Чехии и Словакии
Ответить
Аватара пользователя
Antiquar
Администратор форума
Сообщения: 16149
Зарегистрирован: 26 ноя 2020, 18:32
Откуда: Москва, Россия
Благодарил (а): 3879 раз
Поблагодарили: 160123 раза

Prazsky Vyber | Stromboli | Michal Pavlíček (rock)

Сообщение: # 2415Сообщение Antiquar »

Prazsky Vyber | Stromboli (1985 - 1989) | Michal Pavlíček
полезные ссылки:
Prazsky Vyber - lossless
Prazsky Vyber - DVD video
Stromboli - lossless
Michal Pavlíček - lossless
Michal Pavlíček - DVD video

Перелом 1982-83 гг. однозначно выявил на местной рок-сцене феномен «Пражского Выбора» (Prazsky Vyber). Время, на первый взгляд, было полегче, в печати (журналы «Мелодия» и «Млады Свет») писали несколько откровеннее, чем в нормализованных 70-х годах, наступление нововолновых групп такую ситуацию как бы подтверждало. Правда, имелись сигналы о том, что будто что-то готовится. "Черный список" инспектора по культуре Трояна был тайной мадридского двора. Потому ход дел весной 1983 года всем фанам рок музыки дался тяжело, тем более, что одним из пострадавших был как раз "Пражски Выбор". А группа в этот момент находилась на топе, так что все предчувствовали, будто явно произойдет нечто нехорошее, но мало кто ожидал, что все закончится тотальным нападением на всю чешскую новую волну рока.

Причиной для атакующих статей в "Трибуне Люду" и "Рудем Праве" стали концерты "Пражского выбора" в Храдци Кралёве, "Летадла" в Хоржицах и тексты "Ясне Паки" – и было ясно, кто сядет "на нарах" в качестве примера.

Хуже всего запрет выступлений "Пражского выбора" переживал его гитарист, Михал Павличек. Он погрузился в тяжелую депрессию, которую усилила эмиграция его приятеля и ударника группы, Иржи "Лохматого" Хрубеша. Потому-то он отвлекался в работе, разбрасываясь своим композиторскими мыслями в "темные, 1983-85 годы" сразу в нескольких проектах. Он посвятил себя написанию театральной музыки; скомпоновал и записал альбом для певицы группы "Марсиас" (Marsyas), Зузаны Мниховой, а весной 1985 года собрал группу для живого концерта в рамках фестиваля "Джаз Прага".

Это инструментальное трио (Павличек – соло гитара, "Резина" Кульханек – бас гитара и Клаудиус Крышпин – ударные) публика приняла в качестве некоего возврата Павличека в эпоху джаз-рока периода "Экспансии", а впоследствии "Горячего Дыхания" (с певицей Яной Кубковой), но само выступление всех удивило. Дело было в сложно определяемом стиле, в котором можно было услышать джазовые элементы, но так же, и это было главным – жесткую рок-атаку (например, композиция "Бегунья" ("Rychloběžka"). Ну а для самого Павличека самым главным было то, что практически после двух лет он снова выступил на сцене.

1985 год показал всем лишь незначительное потепление ситуации.

Павличек, Кочаб и Чок (Pavlíček, Kocáb & Čok) под собственными именами записали звуковую дорожку к фильму "Ищу дом голубей" ("Hledám dům holubí"), после чего начали нерегулярные репетиции, так что все ждали, когда же "Пражски Выбор" снова появится на сцене. И правда, к концу года группа, под названием "Выбор" (Výběr) начала записываться, тем не менее, Павличек пошел и другим путем.

Ему очень нравился вокал певицы группы "Прецедент" ("Precedens") Бары Басиковой (Bára Basiková), а поскольку у него уже имелось несколько песен, которые по своей структуре не соответствовали репертуару "Выбора", зато "как на подбор" подходили для объемного голоса Бары, он связался с ней и предложил сотрудничать. Та с предложением согласилась, и потому с февраля 1986 года группа начала работать под "взрывным" названием "Стромболи" (Stromboli – вулкан в Тирренском море) в составе: Михал Павличек (соло гитара, вокал; Клаудиус Крышпин (ударные); Владимир "Резина" Кульханек (бас гитара – так же "Блюз Бенд"); Бара Басикова (вокал), Вендула Кашпаркова (клавишные, вокал, экс "Фантон", экс "Якуб Венцель"), а в качестве гостя – Вилем Чок (вокал).

Неясности вокруг реальной даты "зачатия" группы развел сам Павличек – в качестве даты возникновения он указывает на весну 1985 года, когда "Стромболи" выступили на фестивале "Джаз Прага". Записи с этого концерта появились на первом, одноименно названном двойном альбоме "Стромболи", который включил практически весь репертуар группы в период 1985-86 гг.

Концертная активность "Стромболи" выросла после первых же репетиций – "Гитариада" в Братиславе, фестиваль "Джаз Прага 86" в Люцерне, плюс другие самостоятельные выступления – и тут же о группе заговорили как о новой "бомбе".

Где-то через полгода Кульханека, который не успевал играть в двух группах (он басил еще в возобновленных "Етс…"), заменил столь же великолепный инструменталист Иржи Веселы, и на долгое время ансамбль обрел постоянный состав.

В сентябре 1987 года "Стромболи" в рамках концерта в честь "Марша Мира" Олафа Пальме сыграли в Мюнхене. Через пару недель такой же фестиваль проходил в Пильзене…

Но как описать, определить музыку "Стромболи"? Музыкальный публицист Йозеф "Зуб" Влчек в "Энциклопедии джаза и современной популярной музыки" в статье, посвященной "Стромболи", довольно путано пишет: "Первая фаза развития была отмечена упорным стремлением Павличека избежать влияния джаз-рокового "фьюжн", который повлиял на его гитарное исполнение в конце 70-х годов, но довольно быстро в его творчество проникли элементы американского помп-рока (трудно сказать, что имеет Влчек в виду: "Джорни", "Стикс" или канадский "Раш" – примечание автора статьи) и английского "блэк-металла", которые он соединил с опытом своей предыдущей работы в особую форму, и которая отличается от банального "хэви-метал" музыкальным настроением, хотя по стилю и совпадает с ним, посему весьма доступен для слушателей.

Композиции "Стромболи" типичны своим помпезным саундом, скейтовыми пассажами женского вокала и рафинированным накоплением напряжения в длительных инструментальных пассажах, в которых группа отличается экстатическим настроением".

Лидер группы, Михал Павличек, в сериале "Биг-бит" описывает музыку "Стромболи" с точки зрения чувств: "Стромболи" были как бы замкнуты сами в себя, некий островок, который находишь в этой музыке, чтобы избежать другого… Это был эксперимент, где речь шла о том, чтобы создать сильное настроение с пением Бары, которое было очень чувственным, но и весьма агрессивным – это была попытка с другими певческими стилями, возможно, с техникой частично оперного пения." После этого он продолжает: "Своей музыкой ты можешь представлять то, что происходит вокруг, прибавить к этому агрессию и все это проявить. Но ты же можешь замкнуться в собственный мир и позволить музыке нести тебя, ожидая, когда она вынесет тебя за пределы окружающих проблем.

Я в "Стромболи" имел именно эту другую сторону, наряду с клоунадой и шутовством "Выбора" – такой агрессивный и роковый взгляд, речь здесь шла о больших чувствах". Если попытаться все это выразить короче: окончательный саунд "Стромболи" сделался музыкальным результатом всего того, через что Павличек прошел как музыкант. Он смешал джаз-рок, "спейс-рок", то тут, то там прибавил пару капель новой волны, и это целое, с помощью своих гитарных примочек, заключил в некий неопределенный, эспрессионистский туман. Над всем этим звучал объемный голос Бары, использованный как еще один музыкальный инструмент, иногда мрачно-тоскливый, иногда экстатичный, но всегда – эротический. Очень жаль, что она так разменяла свой талант в 90-е годы. А если кого-то смутило упоминание Влчека о "блек-металле", достаточно послушать пару композиций, где Павличек использует любимый трюк "Саббата" – применение уменьшенной квинты (тритона).

Возьмем, к примеру, "Кармен" (обращая внимания и на чешский текст) – эту песню можно использовать как определение black-metal; она звучит так, будто ее написал, хотя бы, Кинг Даймонд. Абсолютная таинственность или же "мифичность" композиций дополнялась еще и выбором текстов. Иногда вокальная линия – намеренно – покрывалась остальными инструментами, никак не выделяясь, поэтому и не требовала для себя слов. Но концерт, полностью построенный на "ля-ля-ля", через какое-то время сделался бы скучным, посему иногда возникала необходимость разбавить его композицией с каким-нибудь текстовым посланием. И вот тут идея Павличека, положить на музыку швейцарского поэта Кристиана Моргенштерна оказалась чуть ли не гениальной. Его неопределенные и неуловимые, но очень сильные стихи прекрасно соответствовали неуловимой и в то же самое время сильной музыке "Стромболи" (например, "Košilela" или "Bezejmenná").

Другие тексты предоставили, к примеру, Зузана Мнихова, Вилем Чок, Йозеф Новотный, а в период второй, спетой уже по-английски пластинки "Shutdown" – еще и Мартин Немец (перевод Михаэля Жантовского).

В соответствии с ожиданиями, "Стромболи" сделались привлекательными и для средств массовой информации. Даже самому закоренелому большевику было ясно, что в случае их текстов, о политике речь никак не идет, а покуда до инспекторов по культуре и профсоюзных бонз доходили слухи, что здесь "высокое искусство", те смотрели на группу сквозь пальцы.

Ансамбль довольно часто выступал на радио и телевидении (композиция "О горы, о горы" выиграла как в радио-конкурсе "Ветрник", так и телевизионной "Хитшараде"), про "Стромболи" был даже снят документальный фильм. (Кстати, "Стромболи" показали и в СССР на "Музыкальном ринге", где они с указанной песней разгромили уже не помню кого из наших – прим.переводчика).

Со средины 1988 года, по причине занятости Павличека (он работал над своим "Минотавром", писал киномузыку, например, для фильмов "Nefňukej Veverko", "Proč", "Iba deň", "Sedm hladových", "Nevykláňajte sa z okien", "Nemocný bílý slon"), Басиковой (она продолжала петь с "Прецеденсом") и отъезда Крышпина и Кашпарковой (добро пожаловать в Австралию), почти три четверти года группа бастовала, чтобы вернуться к концертам и записям (чтобы закончить пластинку "Shutdown") только в мае 1989 года. Обоих эмигрантов единоразово заменили ударник Ян Сейдл и клавишник Роман Драгоун, оба члены арт-рок проекта из Брно "Futurum". Более всего был в экстазе Драгоун: "Все шло очень быстро. Наше первое выступление состоялось на каком-то фестивале в Германии, куда многие годы ездил исключительно "Олимпик". Мы были первым новым лицом. Выступление шло живьем по радио и ТВ и имело огромный успех" (Р. Драгоун "Jesus Christ Superstory"). А что касается самого диска "Shutdown" – Павличек как будто бы не знал, что делать с собственными идеями – как их сложить, как их смешать, какую придать им форму. Каким путем вести "Стромболи".

Целость получилась заумная, натянутая, местами буквально беспомощная. Басикова здесь холодная, словно собачий нос, ее интересный эротический голос вместе с английским языком улетел куда-то в страну "Ничто". Разве что песня "Sandonorico" своей центральной темой и роковым драйвом как-то связана с исключительным двойным альбомом. Было ясно, что "Стромболи" практически кончаются, и в девяностые годы группа не войдет.

Бара решила вернуться в "Прецеденс", чтобы впоследствии посвятить себя сольной карьере с группой Basic Beat, которую для нее с охотой собрал лидер "Прецеденса", Мартин Немец. Известно и про ее участие в рок-опере "Иисус Христос – Суперзвезда".

Михал Павличек нашел себя вместе с Балазем и Стржихавкой в группе, названной BSP, через какое-то время, вместе с Кочабом, он даже реанимировал Pražský výběr.

Бас-гитарист Иржи Веселы играл практически с кем угодно (в том числе, и с BSP). Впоследствии, оба замечательных музыканта встретились в совместном проекте Big Heads.

"Стромболи" же сделал ба-бах!…
При необходимости обновления ссылок на мои релизы, пишите в личку
If you need to update the links to my releases, write me a personal message.
Please wait. All links will be restored.
Аватара пользователя
Antiquar
Администратор форума
Сообщения: 16149
Зарегистрирован: 26 ноя 2020, 18:32
Откуда: Москва, Россия
Благодарил (а): 3879 раз
Поблагодарили: 160123 раза

Михал Павличек

Сообщение: # 2416Сообщение Antiquar »

Михал Павличек

Дмитрий Волчек: Человек дня Радио Свобода 22-го ноября – Михал Павличек - известный чешский рок-гитарист и композитор, автор грандиозного музыкального представления на торжественной церемонии закрытия саммита НАТО в Праге.

Михал Павличек родился в 56-м году в Праге. В 81-м записал свой первый альбом. Играл во многих чешских группах, основатель рок-коллектива "Пражский выбор", "Биг Хэдс" и "Стромбели". Автор музыки к документальным и художественным кинолентам, пишет музыку для театра и балета. С 95-го года ведет на чешском телевидении в прямом эфире музыкальную передачу с участием звезд рока и джаза. Работает продюсером талантливых молодых музыкантов. Лауреат многочисленных национальных премий.

Человека дня представит мой коллега Владимир Ведрашко.

Владимир Ведрашко: Приход на чешскую музыкальную сцену в середине 70-х годов двадцатилетнего гитариста Михала Павличека – стал началом прихода нового поколения исполнителей и композиторов с куда более широким чем прежде, раскрепощенным видением искусства. Музыкальные эксперты отметили способность Павличка в равной мере виртуозно владеть гитарой в джазе и роке, продуктивно работать в кино и театре.

В 1981 году он начинает свое восхождение как гитарист и певец в самых популярных ансамблях того времени. Смыслом своего творчества молодой музыкант все больше видит высмеивание репрессивного политического режима. С возникновением оппозиционного движения «Хартия-77» Павличек становится одной из заметных фигур чехословацкой альтернативной культуры. Группа Пражски Выбер, в которой он участвует, естественно попадает в список запрещенных. Записи музыканта появляются на подпольных кассетах в тысячах экземплярах. Дебютный альбом композитора и исполнителя Михала Павличка выходит в свет лишь в 1988 году, под влиянием перестройки. С тех пор вышло около 50 дисков Павличка, охватывающих все его многогранное творчество с 1978 года. Это и музыка для драматического, театра и балета, многочисленных и разнообразных сценических проектов и даже музыкальное оформление чехословацкого павильона на всемирной выставке ЭКСПО 92.

Его называют гитарным виртуозом, сочинителем оригинальных и неожиданных музыкальных пьес, интравертным рокером и автором впечатляющих баллад. Он уважаем в среде музыкантов и отмечен высокими наградами дома и за рубежом. Он известен и тем, что вместе с группой Пражски Выбер выпроваживал советскую армию из Чехословакии специальной концертной программой «Прощай СА». На концертах группы бывал и Вацлав Гавел, ставший поклонником Михала Павличка.

Сегодня – Павличек сочинитель музыкального коллажа, посвященного головокружительным европейским переменам.

Над Пражским Градом светит красное неоновое сердце. А на торжественных приемах господа в черных смокингах слушают музыку рокера, написанную для хора с оркестром.

И тут понимаешь что НАТО - это не только расширение альянса, это - еще и смешение жанров.
Радио Свобода [22-11-02]
При необходимости обновления ссылок на мои релизы, пишите в личку
If you need to update the links to my releases, write me a personal message.
Please wait. All links will be restored.
Ответить

Вернуться в «Česko / Slovensko»